12 февраля 1988 года случился один из последних инцидентов холодной войны. В этот день у берегов Крыма произошло советско-американское военно-морское столкновение, что, по мнению многих специалистов, могло привести к началу Третьей мировой войны. Мы решили рассказать о нескольких самых серьезных инцидентах периода холодной войны.
Инцидент 12 февраля 1988 года
У советских и американских специалистов имелись различные подходы к тому, откуда именно следует вести отсчет 12-мильной зоны территориальных вод. Американцы придерживались (и придерживаются до сих пор) той точки зрения, что отсчет следует вести от каждой точки береговой линии. Советские же специалисты исходили из того, что отсчет следует вести от так называемой базисной линии. Американцы не раз демонстративно посылали свои боевые корабли в зоны, которые они считали свободными, где вели радиотехническую разведку.
В феврале 1988 года корабли 6-го флота США «Йорктаун» и «Кэрон» вошли в Босфор, взяв курс в направлении советского берега. Их встретили два советских сторожевика «Беззаветный» и СКР-6. Около 11:00 12 февраля командир группы доложил, что американские корабли направляются в территориальные воды Советского Союза, и им осталось преодолеть всего лишь 2 мили.
В ответ на сообщение командира советского корабля американцы заявили, что не нарушают никаких норм, и продолжили следовать прежним курсом. Первый заместитель командующего ЧФ СССР вице-адмирал Валентин Селиванов приказал сторожевикам приготовиться к навалу — подходу корабля на скорости к другому кораблю с целью изменения его курса. Сторожевик «Беззаветный» совершил навал на левый бок «Йорктауна». Водоизмещение крейсера «Йорктаун» было вдвое больше, чем у «Беззаветного». В результате столкновения была сломана пусковая установка ракет «Гарпун», разбит командирский катер, местами порван борт. На «Йорктауне» также воспламенилась площадка вблизи противолодочных ракет.
Сторожевик СКР-6 в свою очередь совершил навал на эсминец «Кэрон», хотя в 4 раза уступал ему в водоизмещении. «Кэрон» продолжил следовать своим курсом, и сторожевику пришлось применить таран. «Йорктаун» стал готовить к вылету вертолеты, но этому помешала пара советских Ми-24 с полной боевой подвеской. Американские корабли сразу же вышли из территориальных вод СССР и в течение 24 часов покинули Черное море.
Видео
Инцидент 10 марта 1953 года
10 марта 1953 года произошел еще один серьезный инцидент времен холодной войны. Этот случай получил название «Воздушный бой над Мерклином».
Этот инцидент стал первым вооруженным столкновением между силами американского и советского военных блоков в Европе со времен завершения Второй мировой войны, однако не привел к полномасштабному военному конфликту.
В марте 1953 года прошли учения чехословацкой авиации. 10 марта с аэродрома в районе Пльзеня в воздух поднялись два истребителя МиГ-15 5-го полка. Со стороны Холисов были обнаружены два американских самолета F-84E Thunderjet, совершавших вылет для перехвата неопознанного зонда, дрейфующего со стороны Чехословакии на высоте 4500 метров.
Чехословацкие пилоты приказали американцам немедленно покинуть чехословацкую границу, однако не получили внятного ответа. В результате один американский самолет был сбит, а его пилот катапультировался.
Самолет США упал за пределами территории Чехословакии, что привело к грандиозному скандалу. Американская сторона отрицала факт пересечения чехословацкой границы своими пилотами.
Инцидент с южнокорейским «Боингом» в 1983 году
1 сентября 1983 года произошел инцидент с южнокорейским «Боингом». В воздушном пространстве СССР истребителем Су-15 был сбит пассажирский «Боинг-747» южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines. Самолет совершал рейс по маршруту Нью-Йорк — Сеул. Самолет пролетел над советскими военными объектами и был сбит истребителем-перехватчиком Су-15, после чего упал в океан и разбился к юго-западу от острова Сахалин. Погибло 246 пассажиров и 23 члена экипажа. Среди жертв был член палаты представителей США Ларри Макдональд. Наиболее вероятной причиной отклонения от маршрута полета было то, что пилоты «Боинга» неправильно настроили автопилот. Происшествие вызвало серьезное обострение отношений между СССР и США.
Инцидент с южнокорейским «Боингом» в 1978 году
20 апреля 1978 года самолет «Боинг-707» южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines нарушил воздушную границу СССР в районе Кольского полуострова. Произошло это из-за неисправности приборов (по другой версии, из-за ошибки пилотов). На борту находились 97 пассажиров и 12 членов экипажа. Поскольку нарушитель не отвечал на запросы диспетчерских служб, на перехват с аэродрома Африканда был поднят Су-15 431-го истребительного авиационного полка ПВО. Босов получил приказ уничтожить нарушителя. Выпущенная ракета оторвала часть крыла «Боинга» длиной 3–4 метра. Поврежденный «Боинг» совершил вынужденную посадку на лед озера Корпиярви возле поселка Лоухи. Из числа пассажиров от осколков ракеты погиб 1 человек, еще один умер от ранений по дороге в больницу. 13 человек получили несмертельные ранения.
Инцидент с американским DC-8 в 1968 году
Инцидент с американским рейсом 253А произошел 1 июля 1968 года в воздушном пространстве СССР над Курильскими островами. Самолет Douglas DC-8 Super 63CF американской авиакомпании Seaboard World Airlines нарушил воздушную границу СССР. На борту самолета находились 214 военных, направлявшихся на войну в Южный Вьетнам, и 24 члена экипажа. Самолет был перехвачен и принужден к посадке в аэропорту Буревестник на острове Итуруп. Самолет и члены экипажа находились на территории СССР двое суток, после чего были отпущены. Инцидент получил широкую мировую огласку в СССР, США, КНР и Вьетнаме. Находясь на территории СССР, капитан самолета Джозеф Тосолини принес извинения за нарушение воздушной границы СССР, но на территории Японии взял свои слова обратно.
Фото: maxpark.com
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе