Пять ракетных кораблей, созданных благодаря Юхнину

13
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Ракетный катер проекта 205. Фото: PH2 Beech/Wikimedia Conmmons

19 февраля 1912 года родился Евгений Иванович Юхнин — советский конструктор-кораблестроитель, ставший, по сути, родоначальником современного катеростроения. Благодаря его таланту были созданы первые в мире ракетные катера и корабли на воздушной подушке, катера на автоматически управляемых подводных крыльях и множество других. Эти катера и корабли опередили время и повлияли на облик многих флотов мира. Мы решили рассказать об уникальных кораблях, созданных благодаря Евгению Ивановичу. 

РАКЕТНЫЕ КАТЕРА ПРОЕКТА 183-Р

В конце 50-х годов под руководством Евгения Ивановича был создан первый в мире серийный ракетный катер с управляемыми противокорабельными ракетами проекта 183Р «Комар». Катер разрабатывался на базе торпедного катера проекта 183, на который вместо торпедного вооружения были смонтированы две пусковые установки ангарного типа для ракет П-15 и новая РЛС для обнаружения надводных целей и аппаратуру для управления ракетами. На ракете П-15 устанавливали автономную систему наведения, в составе которой были автопилот АМ-15А, радиолокационная головка самонаведения и барометрический высотомер. Стрельба ракетами была возможна на ходу до 30 узлов при волнении моря до 4 баллов. Ракета достигала дозвуковой скорости полета в 320 м/с, а максимальная дальность стрельбы первых модификаций доходила до сорока километров на высоте 100–200 метров над водной поверхностью.

Официально ракетный комплекс приняли на вооружение в 1960 году, но уже в конце 1958 года на двух заводах развернули строительство ракетных катеров проекта 183Р. Производство продолжалось почти девять лет. Всего в СССР на судостроительных предприятиях в Ленинграде и Владивостоке с 1959 по 1965 год было построено 112 катеров проекта 183Р. Кроме отечественного ВМФ, эти катера стояли на вооружении стран-союзников: по 6 получили Алжир и Египет, 9 передали Индонезии, 18 отправилось на Кубу, 10 — в КНДР, 20 — в Китай, где они позже производились по лицензии. Большая часть стран уже сняла их с вооружения, но в Алжире их продолжают использовать в качестве патрульных, а КНДР использует их по прямому назначению. В те годы СССР был единственной страной, строившей ракетные катера крупной серией, на Западе ограничивались только опытными конструкциями. Всерьез этим классом кораблей за рубежом занялись после арабо-израильской войны, когда 21 октября 1967 года в районе дельты Нила четырьмя ракетами П-15, запущенными с египетских катеров 183Р был потоплен израильский эсминец «Эйлат». Этот инцидент превратился в мировую сенсацию. Западные СМИ назвали его новой эрой в морской войне.

Фото: Wikimedia Commons

РАКЕТНЫЕ КАТЕРА ПРОЕКТА 205

Серия советских ракетных катеров проекта 205 «Москит» явилась логическим продолжением серии проекта 183Р «Комар». Новые катера отличались стальным корпусом, усиленным вооружением и повышенной мореходностью. «Москит» разрабатывался под руководством Юхнина в 1955–1958 годах и вошел в состав ВМФ СССР в 1960 году. Эти корабли, получившие в НАТО обозначение «Оса», строились большой серией вплоть до 1970 года. Кроме них, на судостроительных заводах велась постройка различных модификаций этого катера. Всего по этим проектам для советского ВМФ, а также для передачи или продажи за рубеж в СССР было построено более 400 ракетных катеров.

Вооружение корабля состояло из четырех противокорабельных ракет типа «Термит» с новой системой управления стрельбой, а также модернизированной радиолокационной станцией обнаружения надводных целей и выдачи целеуказаний ракетному комплексу.

Катера участвовали в боевых действиях в арабо-израильской войне 1973 года. В декабре 1971 года в ходе индо-пакистанской войны катера проекта 205 ВМС Индии, вооруженные П-15, наносили удары по кораблям и береговым объектам Пакистана.

Ракетный катер проекта 205У, 1982 год. Фото: Wikimedia Commons

МАЛЫЕ РАКЕТНЫЕ КОРАБЛИ ПРОЕКТА 1234

В боевых кораблях проекта 1234 сочетались малое водоизмещение и огромная ударная мощь, малая стоимость и высокая боевая эффективность. Тип кораблей состоял из трех серий: проекты 1234 «Овод», 1234Э «Овод-Э», 1234.1 «Овод-1» и одного корабля, построенного по экспериментальному проекту 1234.7. По имени шифра проекта корабли получили на флоте прозвище «оводы». Строительство малых ракетных кораблей проекта 1234 было развернуто с 1967 года на двух судостроительных заводах, в Ленинграде и во Владивостоке, и продолжалось до 1992 года. По улучшенному проекту 1234.1 для ВМФ СССР было построено 47 кораблей.

Корабль, в отличие от ракетных катеров, был оснащен более мощным ракетным комплексом «Малахит» и ЗРК «Оса-М». Для выдачи целеуказаний ракетному комплексу на корабле устанавливалась система пассивного загоризонтного обнаружения надводных целей. Корабли предназначались для защиты морских коммуникаций, охраны конвоев, борьбы с надводными кораблями в прибрежных районах. Силовая установка корабля состояла из трех дизелей общей мощностью 30 тыс. л. с., которые вращали три винта. Максимальная скорость достигала 34 узла. МРК проекта 1234 являются самыми мощными ударными кораблями в классе корветов.

Корабли проекта активно эксплуатировались на всех четырех флотах советского ВМФ и поставлялись на вооружение ВМС Алжира, Ливии и Индии. На 2013 год они оставались только на вооружении ВМФ России и Алжира: ливийские уничтожены в ходе военной операции НАТО летом 2011 года, а индийские корабли этого проекта были выведены из состава индийских ВМС в 1999–2004 годах.

Фото: Wikimedia Commons

ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 12322

Под руководством Евгения Ивановича был разработан уникальный проект корабля — самый большой в мире амфибийный корабль на воздушной подушке «Зубр». Этот корабль, способный на скорости легкового автомобиля пройти 300 миль, предназначен для приема с оборудованного или необорудованного берега подразделений морских десантов с боевой техникой, перевозки морем, высадки на побережье противника, огневой поддержки, транспортировки мин и постановки минных заграждений. Кроме того, особенности воздушной подушки позволяют кораблю передвигаться по земле, обходя небольшие препятствия и минные заграждения, двигаться по болотам и высаживать десант в глубине обороны противника. Для «Зубра» доступно для высадки десантов до 70 % общей длины береговой линии морей и океанов мира. Корабль способен взять на борт 10 бронетранспортеров общей массой до 131 тонны и 140 десантников или 8 боевых машин пехоты массой до 115 тонн или 3 основных боевых танка массой до 150 тонн. Вместо боевой техники на «Зубр» можно было уместить еще 366 десантников. Кроме того, «Зубр» стал одним из самых быстрых кораблей в мире. На ходовых испытаниях скорость корабля достигала 70 узлов.

Разработка этих уникальных кораблей на воздушной подушке началась в СССР в 1978 году, а первый серийный корабль вошел в состав флота спустя 10 лет в 1988 году. Строительство первых четырех кораблей началось в 1983 году на Приморском судостроительном заводе и Судостроительном заводе «Море». В период с 1985 по 2000 годы в СССР было построено восемь кораблей на воздушной подушке типа «Зубр». После раздела Черноморского флота в России осталось три судна. ВМС Украины были переданы остальные корабли на воздушной подушке: «Краматорск», «Горловка», «Артемовск», «Донецк» и «Иван Багун». На вооружении ВМФ России по-прежнему находятся 2 корабля данного проекта – «Евгений Кочешков» и «Мордовия». Они входят в состав Балтийского флота. Еще 4 десантных «Зубра» в настоящее время состоят на вооружении ВМС Греции.

Фото: Wikimedia Commons

МАЛЫЕ РАКЕТНЫЕ КОРАБЛИ ПРОЕКТА 1240

Опытный корабль проекта 1240 «Ураган» на автоматически управляемых крыльях, разработанный конструкторским бюро ЦМКБ «Алмаз», был построен в Ленинграде в 1972 году, и после испытаний в 1977 году передан ВМФ. Позже перешел по внутренним водным путям с Балтики на Черное море, и 24 ноября 1979 года был включен в состав 166-го дивизиона 41-й бригады ракетных катеров.

Корпус корабля был изготовлен из алюминиево-магниевого сплава, крылья — из титана. МРК обладал высокой скоростью и хорошей мореходностью, однако оказался достаточно капризным в эксплуатации. При стандартном водоизмещении в 342 т, длине 44,2 м и ширине 10,2 м корабль комплектовался зенитным комплексом «Оса-М», а также пусковой установкой ПКР «Малахит». Крыльевое устройство с автоматическим регулированием подъемной силы в сочетании с мощной газотурбинной установкой позволяло кораблю развивать скорость более 50 узлов и использовать оружие при волнении моря до 5 баллов включительно. Максимальная же скорость составляла 57–60 узлов, а дальность плавания на крейсерской скорости в 45–50 узлов — до 700 миль. На момент постройки это был самый крупный в мире корабль на подводных крыльях.

В 1992 году «Ураган» затонул после пожара в Стрелецкой бухте, позднее был поднят и разделан на металл в Севастополе.

Автор

Ирина Белозуб

Над статьей работал

Андрей Матвеев

10 000 просмотров

20 февраля 2014
10 000 просмотров

2 комментария к материалу.

Рафаєль В. Макаров 19 февраля 2014, 23:18

Крупные ракетные корабли не смогут сделать ничего на средних и малых водных объектах (озёрах и реках). Тут как раз и пригодятся малые ракетные катера. Да и для огневой поддержки морского десанта они весьма помогут. Поэтому то, что в СССР было начато, а в России продолжено производство судов этого класса, весьма правильно и разумно.

Алексей Юхнин 20 февраля 2014, 10:48

К сожалению в статье не упомянут любимый корабль Евгения Ивановича
мрк Молния проект1241

Добавить комментарий

Новое на сайте