Пять загадок Венеры Милосской

5
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!


Фото: Shawn Lipowski/Wikimedia Commons

8 апреля 1820 года была найдена статуя Венеры Милосской. Она стала одной из самых известных и самых загадочных скульптур в мире. В 1821 году статуя попала в Лувр, с тех пор ею восхищаются миллионы людей по всему миру.

Безрукая богиня

Наверное, многие, кто впервые видел статую, задавались вопросом, куда делись ее руки. Действительно, это главная загадка скульптуры. Точно известно, что, когда Венера Милосская попала во Францию, рук у нее не было. То, что было до ее появления в Париже, окутано тайной. Статуя была найдена в нише на территории древнего города Мелос недалеко от современной деревушки Трипити местным крестьянином Йоргосом Кендротасом. Позднее ею заинтересовались французские офицеры, которые, решив подзаработать на продаже древностей, организовали ее продажу французскому послу в Турции маркизу Шарлю Франсуа Ривьеру. Существует несколько свидетельств о том, в каком состоянии находилась скульптура, но многие из них противоречат друг другу. Можно утверждать с определенной долей достоверности, что в тот момент, когда были обнаружены две части скульптуры, была найдена и верхняя часть левой руки, державшей яблоко. Что стало с этим фрагментом, доподлинно не известно.

Известный французский офицер и мореплаватель Жюль Дюмон-Дюрвиль в своих воспоминаниях пишет, что мраморная статуя с поднятой вверх левой рукой держала яблоко, в правой руке — часть спадающей вниз ткани. Однако это, скорее всего, вымысел самого автора. Дюмон-Дюрвиль по прибытии в Константинополь показал рисунки, которые он сделал, французскому послу. Тот пожелал купить скульптуру. Как пишет известный путешественник, во время транспортировки статуи французские моряки были вынуждены вступить в схватку, отбиваясь, по одним данным, от турок, по другим — от греческих разбойников. Когда во время стычки скульптуру тащили к кораблю по каменистому берегу, обе ее руки отломались. Моряки же отказались возвращаться на берег для поиска. Впрочем, эта версия, вероятно, является фантазией Дюмон-Дюрвиля. Возможно, он нарисовал скульптуру с руками для того, чтобы выгоднее ее продать, а затем их исчезновение объяснил случайностью. Версию Дюмон-Дюрвиля опровергают рисунки другого французского офицера — Оливье Вутье, который был одним из первых увидевших статую сразу после того, как она была найдена. На этих изображениях рук уже не было.

Маркиз Ривьер привез скульптуру во Францию, где подарил ее королю Людовику XVIII. Тот позднее передал Венеру Милосскую Лувру. Во время первой реставрации скульптуры в 1822–1824 годах скульптор Ланж создал руки и нос из гипса, но эта инициатива встретила критику. В итоге было решено оставить только нос.


Фото: Wikimedia Commons

Афродита или Амфитрита?

Принято считать, что статуя изображает Афродиту (Венеру). Связано это с тем, что фигура изображена полуобнаженной: в полуобнаженном и обнаженном виде часто изображают Афродиту. У скульптуры нет никаких атрибутов, поэтому с уверенностью говорить о том, что она изображает именно эту богиню, нельзя. Пока ее настоящее имя так и остается загадкой. В связи с этим нет ясности относительно положения ее рук. Есть множество гипотез на этот счет. Некоторые исследователи полагают, что богиня опиралась на герму (четырехгранный столб), другие считают, что ее локоть покоился на плече бога войны Ареса. Существует мнение, что Венера могла держать в руках различные предметы. Статуя могла изображать Артемиду, тогда ее рука держала бы лук. Однако это могла быть и фигура Данаиды с амфорой. Но все-таки, согласно самой популярной версии, скульптура изображает Афродиту. Если это так, то в руке она, возможно, держала яблоко раздора или щит. Но не исключено, что скульптура изображает богиню морей Амфитриту. Ученые утверждают, что ее культ был распространен на острове Милос.

Остров Милос. Фото: Zartosht/Wikimedia Commons

Кто автор?

Некоторое время считалось, что автором скульптуры является знаменитый древнегреческий скульптор Пракситель, живший в IV веке до н. э. Венера Милосская действительно напоминает Афродиту Книдскую — известную статую, созданную мастером. Но сейчас авторство Венеры Милосской приписывают некоему Александру Антиохийскому. Его имя упоминалось в едва различимой надписи, обнаруженной позднее на постаменте. Некоторые исследователи полагают, что статуя является копией работы конца IV века до н.э. Копирование было обычной практикой в то время. Так, например, известная статуя Афродиты из Капуи (Венеры Капуанской) была скопирована с греческой бронзовой скульптуры, предположительно, работы Лисиппа.

В статуе Венеры Милосской прослеживаются традиции классического периода, однако в то же время в ней можно увидеть черты, свойственные для конца II века до н.э. Отчужденность, гармоничные черты лица, спокойствие — все это характерно для эстетики V века до н. э. Прическа, проработка деталей сближает скульптуру с работами Праксителя. В то же время динамичность, вытянутое тело указывают на то, что статуя была создана в эллинистический период, в III–I веках до н. э. Некоторые специалисты называют более точную дату — 130–100 годы до н. э. Один из коллекционеров предметов античности Клод Тарраль в свое время высказал мнение, что автором Венеры Милосской является живший в II–I веках до н. э. Агесандр с Родоса, который выполнил скульптуру «Лаокоон и его сыновья».

Браслет и серьги

Венера Милосская в древности была раскрашена. Были найдены следы краски в складках ее одежды. Сейчас краска поблекла, но в то время цвета, в которые была раскрашена скульптура, были очень яркими.

В районе плеча Венеры Милосской имелся браслет. До сих пор сохранились отверстия от браслета на ее правой руке. Кроме того, у статуи были серьги. Еще в Античности грабители отломали ей мочки ушей, чтобы их достать. У скульптуры имелось и ожерелье: сохранились отчетливые бороздки на шее в том месте, где оно находилось.

Случайная слава?

Популярность Венеры Милосской, возможно, связана не только с ее красотой, ведь на свете много других не менее изящных скульптур. Сыграли свою роль и «PR-технологии». Ореол таинственности вокруг нее и связанный с этим ажиотаж создавались намеренно французскими властями. В 1815 году Франция была вынуждена вернуть Италии Венеру Медичи, после того как она была похищена Наполеоном Бонапартом. Эта скульптура воспринималась как один из шедевров классического периода. Французы решили сделать Венеру Милосскую более известной, чем Венера Медичи. 7 мая 1821 года скульптура была впервые выставлена в Лувре на всеобщее обозрение. Были приглашены послы Англии, Голландии, Турции. В Греции в то время отсутствовал закон об охране ценностей, поэтому они вывозились без разрешения.

Венерой Милосской стали восторгаться известные художники и критики. Но были и такие, которые выступили с критикой. Так, Пьер Ренуар называл скульптуру «большим жандармом». Впрочем, эти критические отзывы лишь подогревали интерес к статуе. Офицеры Вуатье и Дюмон-Дюрвиль, благодаря которым скульптура попала к французам, стали настоящими героями.


Фото: Wikimedia Commons

Автор

Андрей Матвеев

1 комментарий к материалу.

Рафаэл Аракелян 9 апреля 2014, 18:46

Женская красота-сила!

Добавить комментарий

Новое на сайте