К-27: подводная лодка с жидким металлом

29
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

21 апреля 1964 года советская подводная лодка К-27 вышла в свой первый автономный поход в воды Атлантического океана. Он продолжался до 12 июня 1964 года. Во время этого плавания экспериментальная атомная подводная лодка с жидким металлом в качестве теплоносителя реактора установила рекорд дальности автономного похода и длительности подводного плавания. К сожалению, у этой субмарины оказалась печальная судьба.

Решение о разработке опытной атомной подводной лодки проекта 645 было принято в 1955 году. Она должна была стать первой советской атомной субмариной с реакторами с жидкометаллическим теплоносителем. При строительстве новой подводной лодки был использован опыт, полученный при создании первой советской атомной субмарины К-3 «Ленинский комсомол». Конструктивно К-27 напоминала К-3. Но вместо водо-водяных реакторов она получила реакторы с жидкометаллическим теплоносителем. По некоторым показателям К-27 не уступала американской подводной лодке «Сивульф», а по скорости хода в подводном положении и глубине погружения превосходила ее. Еще одним отличием К-27 от К-3 стал легкий корпус, созданный из новой маломагнитной стали. Однако, как выяснилось позднее, этот материал плохо выдерживает нагрузку, покрываясь множеством трещин. Впоследствии такая сталь в производстве подводных лодок больше не применялась.

Интересно, что в США вскоре отказались от использования реакторов с жидким металлом. Опыт эксплуатации «Сивульфа» показал, что этот тип реакторов слишком опасен для применения в подводных лодках. Уже в 1958 году жидкометаллический реактор подлодки «Сивульф» был заменен на водо-водяной реактор. В СССР опасность реактора с жидким металлом недооценивали, считая его достаточно надежным.

Жидкометаллический теплоноситель (на подводной лодке К-27 был использован сплав свинец — висмут) имеет ряд недостатков. Во-первых, из-за нарушения герметичности в трубопроводе он мог подвергнуться окислению с образованием твердых окислов, которые могут закупорить каналы реактора (с этим впоследствии и столкнулись советские подводники на К-27). Во-вторых, такой сплав имеет высокую стоимость. Кроме того, необходимо постоянно поддерживать определенную температуру жидкометаллического теплоносителя. Поэтому во время стоянки на подводную лодку с берега следовало подавать водяной пар для обогрева трубопроводов. В случае войны это затрудняло боевое применение субмарины.

К-27 заложили 15 июня 1958 года. Первоначально сдать подводную лодку планировали через два с половиной года, но сроки сдачи затянулись из-за срыва поставок механизмов для нее. Официально субмарину спустили на воду 1 апреля 1962 года. После сдачи подводная лодка перешла к месту своего постоянного базирования в Гремиху на Кольском полуострове.

21 апреля 1964 года атомная подводная лодка К-27 под командованием капитана 2 ранга И.И. Гуляева отправилась в свой первый автономный поход. Планировалось испытать подводную лодку в разных климатических условиях. К-27 должна была пройти из Арктики в Атлантический океан. Во время первого похода пересечение экватора не предполагалось из-за опасений в отказе техники. В это плавание, помимо штатного личного состава, отправились и конструкторы подводной лодки, в том числе главный конструктор Л.К. Назаров. Изначально планировалось, что К-27 пройдет в подводном положении 40 суток, но в итоге поход продолжался 52 дня. 12 мая подводная лодка пересекла тропик Рака. В этот день был устроен праздник Нептуна. 17 мая подводная лодка достигла самой южной точки своего путешествия — 10 градусов северной широты.

За время своего путешествия подводная лодка прошла под водой практически 12,3 тыс. миль. В то время это было мировым рекордом. В некоторых районах температура воды доходила до 27 градусов Цельсия, а влажность достигала 100%. Температура в реакторном и турбогенераторных отсеках увеличивалась до 60 градусов. Во время этого путешествия на подводной лодке произошла серьезная авария. Только благодаря героизму капитана 3 ранга А.В. Шпакова и других подводникам удалось избежать трагедии. Проблема произошла с левым реактором. Расплавленный металл оказался в газовой системе первого контура. А.В. Шпакову пришлось разрезать трубу и вычищать из нее застывший металл. Трубу снова заварили. Шпаков при этом получил значительную дозу радиации.

После этой аварии выводы не были сделаны. Осенью 1965 года состоялся второй поход К-27, который продлился уже 60 дней. Во время этого плавания также произошла авария на ядерном реакторе. Из контура вылился сплав. После того как подводная лодка вернулась на базу, подводникам пришлось выдалбливать застывший свинец молотком и зубилом. В отсеке разрешалось работать не более пяти минут, но спецтрюмные работали дольше.

Еще одна самая серьезная авария произошла во время третьего похода. 24 мая 1968 года, спустя три дня после выхода подводной лодки в море, произошел выброс радиоактивных газов. В результате все члены экипажа получили значительную дозу радиации.

25 мая в Ленинград в 1-й военно-морской госпиталь были доставлены первые десять человек с подводной лодки. Остальные позднее были направлены с Гремихи в госпитали Ленинграда, Москвы и Мурманска. В результате облучения спустя короткое время погибли пять человек. Многие из тех, кто получил большую дозу радиации, прожили недолго или остались инвалидами.

После аварии подводная лодка все еще числилась в составе ВМФ до 1979 года. Все это время лодку обслуживали и поддерживали сплав в нагретом состоянии. В 1980 году на «Звездочке» трубопроводы К-27 заполнили специальным составом, а свободные объемы отсека залили битумом. Затопить К-27 было решено на глубине 33 метров, по другим данным, на глубине 75 метров. В сентябре 1982 года подводную лодку отбуксировали в Карское море к северо-востоку от Новой Земли и открыли кингстоны. Подводная лодка погружаться на дно не торопилась. Она встала вертикально, упершись носом в дно. Тогда буксир наехал на ее хвост, пробив балластные цистерны, и К-27 легла на дно.

Автор

Андрей Матвеев

25 000 просмотров

22 апреля 2014
25 000 просмотров 10 000 просмотров

2 комментария к материалу.

Андрей Кузнецов 22 апреля 2014, 11:40

эксплуатация атомной энергетической установки с ЖМТ на К-27 позволила разработать и построить уникальные подводные лодки проекта 705. Таких ни до, ни после не было нигде в мире. Они обладали уникальной подводной скоростью и маневренностью, которые как раз и были результатом использования ЖМТ. К тому же это были первые наши пл с такой степенью автоматизации, которая позволила сократить экипаж (первоначально до 18 человек - все офицера, потом увеличили до 29 человек). Единственная проблема, которая так и не была решена - соответствующее оборудование мест базирования. Хотя к пирсам в Западной лице и был подведён пар и установлены "проставыши" (это дополнительные секции между пирсом и корпусом пл, поскольку корпус 705 проекта выполнялся из титана, а при соприкосновении с ним стальной корпус пирса быстро разрушался), но всё равно, настоящей надёжной системы базирования 705 проекта так и не было построено, что, в большой степени, явилось причиной преждевременного вывода лодок этого проекта из боевого состава флота.

Валерий Ивашкин 22 апреля 2014, 23:18

Я прекрасно помню эту аварию 24 мая 1968 года, которая произошла с К-27 на рейде Гремихи, Наша служба СРБ была поднята по тревоге и в течении 3 суток, практически без сна мы занимались приёмкой и санитарной обработкой экипажа, обследованием и первичной дезактивацией лодки, пока не пришла помощь из других частей флота,
Вечная память погибшим членам экипажа К-27, честно выполнившим свой долг.
Ст.II статьи, Ивашкин Валерий

Добавить комментарий

Новое на сайте