Фото: topwar.ru
24 апреля 1967 года погиб космонавт Владимир Михайлович Комаров, выполняя испытательный полет на первом советском пилотируемом космическом корабле «Союз-1». По одной из версий, при возвращении на Землю вышла из строя парашютная система: основной парашют не смог выйти полностью, а стропы запасного скрутились. На огромной скорости «Союз-1» врезался в землю. Удар был таким сильным, что в месте столкновения образовалось углубление более полуметра. После падения произошел взрыв и начался сильный пожар. Владимир Комаров был посмертно награжден второй медалью «Золотая Звезда».
ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
До рокового полета Владимира Комарова состоялось три беспилотных запуска «Союзов», и все они были проблемными. По всеобщему мнению, корабль нуждался в существенной доработке. В своей книге бывший заместитель главного конструктора Борис Черток рассказал о том, что в ходе наземных испытаний первого беспилотного корабля выявилось огромное количество дефектов.
Космический корабль «Союз» создавался в противовес лунной программе США, поэтому конструировали его в спешке, выполняя секретное постановление правительства, согласно которому советские космонавты должны были облететь Луну первыми в мире. Кроме того, в 1967 году все готовились к 50-летнему юбилею Октябрьской революции, поэтому космическая миссия «Союза» должна была стать триумфом советской науки и социализма. По плану первым на трехместном «Союзе-1» должен был вылететь Комаров. На следующий день на «Союзе-2» на орбиту вылетали космонавты Хрунов, Быковский и Елисеев. Планировалось, что, состыковавшись с «Союзом-1», Хрунов и Елисеев через открытый космос пересядут в корабль Комарова, после чего оба «Союза» должны были пойти на посадку.
Комаров был утвержден в качестве пилота «Союза-1» в августе 1966 года, так как считался самым опытным космонавтом — он уже бывал в космосе в качестве командира корабля «Восход» в октябре 1964 года. Кроме того, Комаров был единственным космонавтом с инженерным образованием. Дублировал Комарова Юрий Гагарин. Считается, что, если бы был жив Сергей Королев, Комаров бы дублировал Гагарина, так как генеральный конструктор обещал Гагарину отправить его на новом корабле первым. Владимиру Комарову было известно о технических недоработках корабля, существует мнение, что он согласился на полет, пытаясь спасти от гибели Гагарина, своего близкого друга.
ПОЛЕТ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НЕПОЛАДКИ
Подготовка запуска «Союза-1» проходила точно по графику: накануне Комаров прошел все медицинские обследования и в три часа утра был готов к вылету. Все параметры ракеты и корабля перед стартом были в норме, температура в корабле достигала плюс 15 градусов. Через 540 секунд после старта космический корабль «Союз-1» вышел на орбиту. Однако на втором витке Комаров сообщил, что не открылась левая солнечная батарея, показатели зарядного тока — только 13–14 ампер. Данной энергии было недостаточно для стыковки со вторым кораблем. Было принято решение отменить старт второго корабля и выбрать подходящий виток, чтобы вернуть Комарова на Землю. Сначала Комаров должен был приступить к посадке на 17-м витке, однако она не состоялась из-за плохой работы датчиков ионной ориентации. Утром 24 апреля на 18-м витке, через 26 часов 45 минут после запуска, космонавту удалось сориентировать корабль вручную, соразмеряя пространственное положение «Союза» с Землей. При этом требовалось не допустить серьезных отклонений корабля при полете над ночной стороной планеты. Подобных тренировок космонавты никогда прежде не проводили. После этого связь с «Союзом» вдруг резко прервалась, но Комаров вскоре сообщил, что все в порядке и корабль перешел на траекторию баллистического спуска. Тем не менее всеобщее ликование прервалось сообщением, что космонавту срочно требовалась медицинская помощь. Приехавшая на место посадки в районе Орска группа поиска обнаружила местных жителей, которые забрасывали горящий корабль землей, пытаясь потушить пожар.
Фото: astronaut.ru
СООБЩЕНИЕ ТАСС
На следующий день после гибели Комарова ТАСС опубликовал официальное заявление, в котором сообщалось, что на новом космическом корабле «Союз-1» в течение испытательного полета, продолжавшегося более суток, летчик Владимир Комаров полностью выполнил запланированную программу по испытанию основных систем корабля в различных режимах, дал оценку техническим особенностям «Союза» и провел научные эксперименты. Сделав 19 витков вокруг Земли, Комаров приступил к посадке, которая закончилась трагически.
ПОСЛЕ КАТАСТРОФЫ
26 апреля урну с прахом Владимира Комарова установили в нише в Кремлевской стене. На траурном митинге с трибуны Мавзолея выступили Суслов, Келдыш и Гагарин. На месте гибели космонавта в Оренбургской области, в 65 километрах от Орска, местными военными был установлен памятный обелиск. Через 20 лет после гибели Комарова на месте обелиска возвели мемориальный комплекс.
После катастрофы министр общего машиностроения С.А. Афанасьев писал, что подготовка к полету космонавтов на кораблях «Союз» велась без должной серьезной отработки этого корабля на земле и в полете. «Перед полетом космонавта не было сделано ни одного нормального пуска корабля “Союз”. В этом причина катастрофы корабля “Союз” с космонавтом В.М. Комаровым».
Аллея Космонавтов. Владимир Михайлович Комаров. Москва, ВДНХ.
Фото: Reactor691/Wikimedia Commons
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВЕРСИИ
По одной из версий, причиной катастрофы явились не случайные неполадки в парашютной системе, а технологическая небрежность некоего монтажника: при устранении неполадок в одной из систем он просверлил отверстие в теплозащитном экране, а затем забил в него стальную болванку, которая расплавилась при входе «Союза» в плотные слои атмосферы. Воздух, проникший в парашютный отсек, сдавил контейнер с парашютом, из-за чего он не смог выйти полностью. Комаров выпустил запасной парашют. Тот вышел нормально, но из-за вращения капсулы первый парашют захлестнул стропы второго и погасил его.
5 комментариев к материалу.