12 мая 1570 года в России основано донское казачество, бывшее самым многочисленным в Российской империи. Казаки, признавшие власть царя, получили право на самоуправление, освобождались от налогов, но были обязаны в любую минуту встать на защиту границ России. Первой донской столицей стала станица Раздорская, а с 1806 года — город Новочеркасск.
Первыми казаками становились люди из центральных российских округов, по тем или иным причинам бежавшие из своих родных сел и городов на реку Дон. По одной из версий, донские казаки — бывшие рязанцы, оседавшие на Дону, вольные люди, которых рязанский князь нанимал для защиты границ. Кроме того, среди рязанских казаков были так называемые ушкуйники — вольные военные дружинники, которые сами считали себя потомками варягов, вместе с Рюриком прибывших в Новгород. Есть историки, которые полагают, что предками донских казаков были обрусевшие хазары или же татары, принявшие христианство. Со временем на территории современных Луганской и Донецкой областей Украины, Ростовской, Волгоградской, Воронежской областей и Калмыкии сформировалось вольное войско Донское.
Первым военным походом казаков стал поход на Казань под предводительством атамана Сусара Федорова в 1552 году, то есть еще до официального формирования войска Донского. После этого похода Иван Грозный пожаловал казакам реку Дон в вечное пользование. До 1584 года донские казаки существовали абсолютно независимо, пока не дали присягу царю Федору Иоанновичу. С тех пор русские цари прибегали к их помощи для защиты южных рубежей России и в военных кампаниях: донские казаки принимали участие в Азовских походах, в войнах с Турцией, Персией, Пруссией и Польшей. Казаки сами выбирали атамана, власть которого во время военных действий была практически безгранична, и войскового старшину, чин которого со временем давал казаку большинство привилегий российского дворянина. Для решения различных вопросов, от военных до бытовых, казаки собирались на Войсковой круг. На круг прибывали послы, там же подавали прошения, даже разводили супругов. Русские цари до начала XVIII века вели дела с Доном через посольский приказ, как и с другими иностранными государствами. За военную службу казаки получали от России жалованье, как деньгами, так и оружием, и даже продуктами. Донские казаки участвовали во всех войнах России в XVII–XX столетиях.
Фото: razdory-museum.ru
Донские казаки всегда отличались вольным нравом. Так, запрет принимать в свои ряды беглых крестьян, а также права выбирать атамана и старшину вызвал крайнее недовольство среди Донского войска, вылившееся в Булавинское восстание в 1707–1709 годах, после которого Петр I уничтожил грамоту Ивана Грозного на вечное пользование Доном. Частично земля у казаков была отобрана, тысячи беглых крестьян возвращены, несколько казачьих станиц уничтожено. Часть казаков, которых впоследствии прозвали некрасовцами — по имени атамана Игната Некрасова, бежали из России в Османскую империю. После 1716 года войском Донским стал заведовать Правительствующий сенат, а затем — Военная коллегия. Дон окончательно потерял свою независимость во время Пугачевского восстания, в 1775 году, когда были введены царские войска, и вся земля войска Донского была поделена на округа, а управление разделилось на гражданское и военное. Кроме того, для казаков вводилась пожизненная воинская обязанность, которая была сокращена до 20 лет только в 1875 году. Казаки обучались и готовились к службе три года, затем могли вернуться домой на два года, после чего несли четыре года действительной службы в регулярных частях, затем снова домой — и так до нескольких раз. С 33 лет казаки выходили в запас, с 38 лет — в ополчение. Во время революции и Гражданской войны большая часть казаков приняла сторону Белого движения, из-за чего с установлением советской власти войско Донское было расформировано, а сами казаки подверглись массовым репрессиям. В 1936 году ЦИК СССР разрешил казакам служить в Красной армии.
Казак Нижнего Дона.
Фото: razdory-museum.ru
Почти 200 лет русское государство не вмешивалось во внутренние дела донских казаков, которые принимали в свои ряды не только русских и украинцев, но и другие народности. Так на Дону возник свой особый фольклор: песни, традиционные театральные зрелища, «казачьи драмы», пословицы и поговорки, отражающие нравы и традиции.
Первоначально казаки женились на пленных черкешенках, татарках и турчанках. Брак считался заключенным после публичного объявления перед всеми об избранной жене. Этот обычай сохранился даже после распространения церковного венчания — его исполняли перед церковью. Развод производился легко — в кругу казак объявлял о своем решении оставить жену, например, перед дальним походом. Если кто-то другой хотел жениться на этой женщине, ему следовало выйти в круг и публично заявить об этом, прикрыв женщину полою кафтана — символический жест снятия бесчестия развода. Такой развод практиковался на Дону до XVIII века, после чего процесс усложнился. Тогда же начала меняться и роль женщины среди донских казаков — до этого времени казачки не оказывали существенного влияния на жизнь на Дону. Теперь же они получали большую свободу, могли даже обучаться военному делу и высказываться на собраниях. Именно тогда и появляется тип характера казачки — бойкой и способной постоять за себя.
С раннего детства мальчики на Дону воспитывались в военной строгости, с пяти-семи лет юные казаки даже принимали участие в военных походах, обучались верховой езде, рукопашному бою, стрельбе, владению шашкой. До 13 лет девочки играли в одни игры с мальчиками, обучались езде на лошадях, затем же девочки концентрировались на шитье и домашних делах.
Донские казаки сформировали свою особую этническую культуру, традиции и устои жизни. Высказывались даже предположения, что донские казаки — отдельная народность, а идея сделать Дон автономным регионом России была весьма популярна.
3 комментария к материалу.