Как Матиас Руст долетел до Красной площади

5
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

28 мая 1987 года 19-летний пилот-любитель из ФРГ Матиас Руст посадил самолет на Красной площади в Москве, преодолев все рубежи советской ПВО. Это событие имело огромный резонанс как в СССР, так и во всем мире. По мнению некоторых политологов, этот дерзкий поступок был спланирован западными спецслужбами. 

Гуманизм ПВО

28 мая 1987 года Руст на своем спортивном самолете Cessna взлетел с аэродрома под Гамбургом. Сначала Руст полетел в Исландию, то есть в другую сторону от России. По его словам, он хотел вдохнуть воздуха «разрядки» (разрядки международной напряженности), оставшегося там после встречи лидера СССР Михаила Горбачева и президента США Рональда Рейгана. Затем немец полетел в Финляндию, по пути он делал остановки для дозаправки. В Хельсинки Руст заявил, что летит в Стокгольм. Однако после взлета прервал связь с землей, полетел в сторону Балтийского моря и затем взял курс на Москву.

Для экспертов остается загадкой, почему самолет Руста продолжали заправлять после того, как он несколько раз менял направление маршрута. Согласно правилам полетов, за такие нарушения летчика необходимо немедленно задерживать. Это наводит специалистов на мысль, что Руст действовал не в одиночку и его направляли влиятельные силы.

Уже при подлете к советской границе Руста засекли средства ПВО. В воздух были подняты два истребителя, находившихся на территории Эстонской ССР. Советские истребители подлетали к самолету немца несколько раз, но приказа сбить или посадить Руста наши летчики так и не получили. Cessna летел очень низко на маленькой скорости, и скоростным истребителям было сложно преследовать его непрерывно.

Почему никто не приказал сбить Руста, тоже остается неясно. Возможно, сыграл свою роль скандал, произошедший в сентябре 1983 года. Тогда был сбит пассажирский Boeing из Южной Кореи, оказавшийся в советском воздушном пространстве.

Ориентир на «Россию»

Существует распространенная версия о том, что Руст во время полета ориентировался по железной дороге Ленинград — Москва, а затем нашел Кремль по куполам кремлевских соборов. Однако на самом деле курс летчику указывал бортовой компьютер, а в Москве Руст ориентировался по гостинице «Россия» (она находилась рядом с Кремлем, демонтирована в 2006 году), поскольку ее здание имело специфическую форму.

Он сделал несколько кругов над Красной площадью, но сесть не смог, поскольку там было слишком много людей. В конце концов Матиас Руст совершил посадку на Большом Москворецком мосту и накатом доехал до храма Василия Блаженного. Приземлившись почти на Красной площади, одетый в красный костюм Матиас Руст вылез из кабины пилота и стал раздавать автографы.


Фото: Michael32710/Wikimedia Commons

Приятное знакомство с КГБ

Вскоре в Кремлевском полку объявили тревогу, поскольку вражеский самолет якобы сбросил на территорию Кремля подрывную литературу и даже бомбу замедленного действия. Солдаты ходили по территории Кремля, искали литературу и бомбу, однако ничего не нашли.

Через некоторое время к Русту подошли трое мужчин в штатском и сказали, что они из КГБ. Они стали осматривать самолет, багаж, поинтересовались, есть ли у летчика оружие. Потом его отвезли в милицию, раздели, искали передатчики, записывающие устройства и все время спрашивали о цели прилета.

Руст отвечал, что совершил этот полет для того, чтобы внести свою лепту в разрядку международной напряженности: он хотел улучшить отношения между Западом и СССР. Руст также хотел встретиться с Горбачевым и объяснить тому, что на Западе его любят. Руст пытался убедить сотрудников КГБ, что это была только его идея, однако они не могли в это поверить.

Через два часа немца отправили в тюрьму Лефортово. Там было снято на пленку небольшое интервью прямо в камере.

Руст отметил, что все люди, которых он встретил в России, в том числе и сотрудники КГБ, относились к нему очень хорошо. «В Германии я читал об СССР совсем другое», — признался немец. Русту дали четыре года тюрьмы, однако он просидел чуть более года, и уже в 1988 году его освободили по амнистии.

Провокация

Ряд исследователей утверждает, что за четыре дня до прилета Руста впервые в истории советской армии и средств ПВО не менялось радиолокационное поле ПВО, которое меняется каждые 24 часа. При этом Руст якобы точно знал расположение радиолокационных полей и летел, минуя их, чтобы его не засекли радары. Однако это не сильно помогло Русту, ведь наземные службы все-таки обнаружили его, что подтверждает полет истребителей над самолетом немца.

Кроме того, телевизионные журналисты обратили внимание на то, что прилет Руста и его раздачу автографов снимали профессиональными камерами с трех точек, одна из которых находилась на крыше ГУМа. Откуда столь оперативно появились камеры, остается загадкой.

В связи с этими обстоятельствами некоторые эксперты считают, что полет был спланирован западными спецслужбами как операция по дискредитации Советского Союза. В случае если бы самолет сбили, СССР обвинили бы в жестокости. Поскольку его не сбили, то СССР оказался в уязвленном положении и многие убедились, что страна не способна защитить границы от летающих «проходимцев». Ситуацию усугубляло то, что Руст приземлился в Москве в День пограничника, что было воспринято многими как вызов или насмешка.

Этот полет стоил карьеры министру обороны СССР и другим высоким чинам. Уже через два дня их отправили в отставку. В общей сложности было уволено около 200 офицеров. Санкции Германии по отношению к Русту заключались в том, что после того перелета у него отобрали пилотскую лицензию.

Главнокомандующий ВВС СССР и России в 1991–1998 годах Петр Дейнекин считает, что этот полет по значимости можно сравнить только с перелетом Чкалова через Северный полюс в Америку. «Но разница в том, что тот полет выполнялся действительно с дружескими целями, а Руст проник в воздушное пространство Советского Союза как мелкий воришка», — отметил бывший главком ВВС.

Автор

Екатерина Балаева

Над статьей работал

Андрей Матвеев

10 000 просмотров

30 мая 2014
10 000 просмотров

6 комментариев к материалу.

Александр Истратов 28 мая 2014, 18:20

Да, занятная история. Между прочим, это в свое время было одно из самых резонансных событий. Представить такое, чтобы немецкий пилот на самолете приземлился на самой Красной Площади и стал раздавать автографы было просто невозможно!

Семен Оношкин 28 мая 2014, 18:44

Ха, вот вам хваленая наша система противовоздушной обороны. Маленький самолетик с 19-летним сопляком... а если бы он действительно тащил какое-то бактериологическое оружие или бомбу? Что бы было тогда? Кремль, Москва.

Марта Узлова 28 мая 2014, 19:05

Мне мама рассказывала еще эту историю.. В то время вообще никто не верил, что это может быть реальностью. Все же большинство говорили о том, что это все происки спецслужб и разведки запада. Сейчас уже говорят о несостоятельности ПВо. Что же будет дальше?

Анатолий Ошурков 28 мая 2014, 19:16, Изменено: 28 мая 2014, 19:20

У меня до сих пор родители считают, что это разведка МИ-6 все затеяла:)

Dom Gr 29 мая 2014, 12:29, Изменено: 29 мая 2014, 13:03

Неужели есть еще наивные люди полагающие что этот Руст проделал все сам по своей инициативе?!

Павел Саликовский 30 мая 2014, 08:28

После южнокорейского Боинга наше ПВО боялось сбивать гражданские самолеты. Сел бы он где-нибудь в области, никакого скандала не было бы. Принудительную посадку невозможно было осуществить - наши истребители с такой небольшой скоростью не могут лететь.

Добавить комментарий

Новое на сайте