13 июня 1944 года Германия впервые применила свое секретное оружие — самолет-снаряд «Фау-1». Удар был нанесен по Лондону. Великобритания быстро научилась бороться с немецкими крылатыми ракетами, уничтожая их с помощью истребителей, артиллерии и аэростатов.
Летающие бомбы
13 июня 1944 года жители Лондона проснулись от странного шума, напоминающего рев мотоцикла без глушителя. Источник звука был где-то высоко над землей. Некоторым удалось разглядеть необычные объекты, похожие на подбитые вражеские самолеты. Это были немецкие самолеты-снаряды «Фау-1». Что это было за оружие, на Туманном Альбионе знали только военные и сотрудники британской разведки. У них эти аппараты получили кодовое название «Ныряльщики» (Divers). На протяжении почти года британские бомбардировщики пытались помешать размещению на северном побережье Франции установок для запуска «Фау-1». Бомбардировки приносили успех: срок запуска Германией первого самолета-снаряда был отодвинут на шесть месяцев. Но это стоило жизни 2 тыс. летчиков союзников.
Первый «Фау-1» упал в районе железной дороги Гроув-роуд в Бетнал-Грин в 4:25 по местному времени. Он повредил мост, было разрушено несколько расположенных рядом домов. Шесть человек было убито, около 30 получили ранения. Всего 13 июня Германия выпустила 10 самолетов-снарядов «Фау-1», однако у четырех из них возникли проблемы с двигателем. До британской территории долетело только шесть «Фау-1». Несмотря на потери нескольких аппаратов, это было первым успехом. Казалось, все складывалось не в пользу Британии.
Создание «Фау-1»
Первые опыты по созданию ракет были проведены в нацистской Германии еще в начале 1930-х годов. В испытаниях аппаратов участвовали ведущие немецкие конструкторы, в том числе Вернер фон Браун. В 1939 году инженер Фриц Госслау, работавший в компании Argus Motoren, предложил проект дистанционно управляемого аппарата массой 1 тонна, способного летать на расстояние свыше 500 километров. Компания Argus специализировалась на создании двигателей, поэтому для помощи в разработке корпуса ракеты она привлекла конструктора Роберта Луссера, технического директора Heinkel (в 1942 году он занял пост в компании Fieseler). Роберт Луссер усовершенствовал конструкцию Госслау. Вместо двух пульсирующих воздушно-реактивных двигателей, предложенных Госслау, Луссер применил один двигатель.
В августе 1942 года компанией Fieseler был представлен окончательный вариант ракеты. Первый полет аппарата под названием Fi 103 V7 состоялся 10 декабря 1942 года. Аппарат был сброшен самолетом «Фокке-Вульф Fw 200 Кондор». Название V-1 самолету-снаряду дал пропагандист Третьего рейха журналист Ганс Ван Берк в июне 1944 года с разрешения Гитлера.
«Фау-1» весила 2150 килограммов, масса боевой части составляла 850 килограммов. Дальность полета аппарата достигала 250 километров, позже — 400 километров. При этом самолет-снаряд развивал скорость около 650 км/ч. Самолет-снаряд имел часовой механизм, который устанавливался перед запуском на определенное значение в соответствии с расстоянием до цели. По достижении требуемого значения аппарат начинал пикировать. Максимальная высота, на которой мог летать «Фау-1», достигала 3 тыс. метров, однако обычно аппарат летел на высотах от 100 до 1000 метров. Запускался аппарат с катапульты Вальтера или самолета-носителя.
Гроув-роуд.
Фото: flyingbombsandrockets.com
Борьба с «Фау-1»
Запуск самолетов-снарядов «Фау-1» был ответом немцев на высадку союзников в Нормандии. Решение об использовании этих аппаратов было принято несмотря на то, что для запуска «Фау-1» было готово только десять из 55 площадок.
Спустя два дня? 15 июня 1944 года? Германия предприняла новую атаку с помощью «Фау-1». На этот раз с еще большей силой. Использование секретного оружия Гитлера вызвало панику среди лондонцев. К концу недели, к 18 июня, ежедневно на город падало по 60–80 самолетов-снарядов. В выходные «Фау-1» убили около 200 жителей Лондона. Больше всего людей пострадало при попадании самолета-снаряда в здание церкви Guards Chapel, где в тот момент было много прихожан. Тогда число убитых составило 121 человек.
Применение «Фау-1» вызывало значительные разрушения. При попадании в густонаселенный городской район могло быть уничтожено до 20 зданий. В зону поражения попадали объекты, находившиеся в радиусе 500 метров от места падения самолета-снаряда.
В Британии скоро нашли способ борьбы с немецкими самолетами-снарядами. Наиболее эффективными оказались только что появившиеся зенитные снаряды с радиовзрывателями, взрывающиеся на заданном расстоянии от цели без контакта с ней. Кроме того, пролив патрулировали истребители. Последние рубежи охраняли аэростаты (около 2 тыс.). Последние оказались недостаточно эффективными. Благодаря аэростатам за все время было уничтожено около 300 «Фау-1».
Что касается самолетов, то, как показала практика, уничтожать «Фау-1» могли только новейшие истребители ВВС Великобритании, такие как Hawker Tempest и Spitfire XIV. Постепенно летчики поняли, как лучше всего истреблять немецкие самолеты-снаряды. В этом деле важно было не подлетать слишком близко к «Фау-1». Наиболее оптимальное расстояние до цели во время атаки было 180–230 метров. На этой дистанции успешно выводилась из строя система управления самолетом-снарядом. Приближение к «Фау-1» грозило повреждением истребителя при взрыве боевой части самолета-снаряда. Во время таких операций были и потери среди летчиков. Так, в первые месяцы погибло около 70 пилотов. Скорость «Фау-1» каждый раз была разной, но обычно они пересекали Ла-Манш со скоростью 560 км/ч. По мере того как расходовалось топливо, аппараты становились легче и их скорость увеличивалась до 640 км/ч. Во время атаки британские истребители развивали скорость 650–700 км/ч, у британских летчиков было две-три минуты для того, чтобы уничтожить самолеты-снаряды, перед тем как они упадут на Лондон. Некоторые летчики использовали разные уловки для борьбы с «Фау-1». Так, они подлетали на истребителе к немецкому самолету-снаряду и кончиком крыла переворачивали его. После этого «Фау-1» не мог восстановить курс и падал.
Почти полностью удалось нейтрализовать угрозу от «Фау-1» к сентябрю 1944 года, когда места запусков немецких самолетов-снарядов были заняты союзными войсками. Около 4,2 тыс. «Фау-1» к этому времени было уничтожено истребителями, зенитными снарядами и аэростатами. Последний самолет-снаряд упал в Хартфордшире 29 марта 1945 года. За все время территории Британии достигли 3,2 тыс. «Фау-1». Потери британцев от самолетов-снарядов составили более 6 тыс. человек убитыми.
После войны
Почти все чертежи по «Фау-1» после войны попали к США. В Соединенные Штаты были доставлены и ученые, работавшие над этим проектом. СССР пришлось буквально по крупицам собирать информацию о немецком самолете-снаряде, в частности в СССР были доставлены его обломки, обнаруженные в Польше, а также пусковые устройства, найденные в Германии. Работы по созданию советской копии «Фау-1» — «Изделия 10» — велись группой под руководством Челомея. Позднее на полигоне Капустин Яр были проведены испытания, но точность и дальность ракеты оказались неудовлетворительными, и серийное производство так и не было налажено. Тем не менее работы над «Фау-1» способствовали появлению первых советских крылатых ракет.