18 июня 1937 года состоялось одно из важнейших событий в истории советской авиации — первый в истории беспосадочный перелет, связавший две великие державы — США и СССР. Этому перелету предшествовали и другие попытки. Руководство Советского Союза хотело открыть воздушное сообщение с США и Канадой через Северный полюс, для чего 3 августа 1935 года летчики Леваневский, Байдуков и штурман Левченко взяли курс на Северный полюс, а после — на Америку.
О перелете
За год до перелета советского самолета через Северный полюс в Северную Америку состоялся перелет экипажа Чкалова на Дальний Восток. Этот полет проходил по маршруту Москва — остров Виктория (Шпицберген) — Земля Франца-Иосифа — Северная Земля — бухта Тикси — Петропавловск-Камчатский. Его продолжительность составила 9374 км. Это расстояние под командованием Чкалова было преодолено за 56 часов 20 минут, за что пилоты (Байдуков, Беляков, Чкалов) получили ордена Ленина и звания Героев Советского Союза. Перелет состоялся на самолете АНТ-25, проходил при сложных погодных условиях. Машина прекрасно перенесла все трудности и хорошо зарекомендовала себя для совершения трансконтинентального перелета. Стоит заметить, что самолет АНТ-25 отвечал всем требованиям. Он создавался специально для дальних полетов (изначальное название РД — рекорд дальности) и был оборудован самым совершенным по тем временам радиооборудованием и аэронавигационными приборами.
Как это было
Утром 18 июня в 4 часа 5 минут на подмосковном аэродроме Щелково на борт одномоторного самолета АНТ-25, который был предназначен для дальних перелетов, взошел советский экипаж, состоявший из Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова. Самолет был направлен на Северный полюс, а затем в США. Через 63 часа 16 минут эти имена попали практически во все американские СМИ. Валерий Чкалов настоял на том, чтобы был снижен вес продуктов питания. В результате из 350 килограммов осталось только 115, причем только десятая часть от всего объема предназначалась для питания в полете. Остальное отводилось на случай вынужденной посадки. Эта тройка отважных пилотов впервые совершила беспосадочный перелет по маршруту Москва — Северный полюс — Ванкувер. Героям приходилось работать в экстремальных условиях: обледенели крылья, стабилизатор, антенны, приходилось подниматься на высоту 4000–6000 метров, где уже не хватало кислорода; заканчивалась в системе охлаждения вода, а в резервном бачке и вовсе замерзла; в любой момент двигатель могло заклинить. Из-за сильных магнитных бурь экипаж был без связи с землей почти сутки. Самолету мешали сильные встречные ветра, в результате чего топлива было затрачено намного больше, чем предполагалось с самого начала.
Изначально планировалось совершить посадку в Сан-Франциско, но из-за нехватки топлива пришлось сажать самолет в Портленде. В самом городе Чкалов решил не приземляться, так как боялся, что радостная толпа встречающих попросту разберет самолет на сувениры. Но, несмотря на все проблемы, возникавшие в воздухе, экипаж справился с задачей и, выполняя решение капитана Чкалова, посадил самолет на военном аэродроме Баракс, который находится в пригороде Портленда в Ванкувере. Шасси коснулось покрытия взлетно-посадочной полосы 20 июня 1937 года в 19 часов 30 минут по московскому времени.
Как принимали экипаж
Экипаж самолета был радушно принят в Америке: национальные СМИ еще долго вели обсуждение перелета, восхваляли бесстрашие и отвагу советских летчиков, а президент США Франклин Рузвельт не только лично принял и поздравил пилотов в знаменитом Овальном кабинете Белого дома, но и попросил помощников приподнять его из инвалидного кресла, чтобы пожать руки советским героям. Такого уважения Рузвельт не оказывал никому до этого.
На родине же авиаторы стали настоящими национальными героями и были награждены орденами Красного Знамени. Встречать возвратившихся из Америки пилотов на аэродром приехал сам И.В. Сталин. Прибытие героев в Москву стало настоящим триумфом и всенародным праздником. А в память об этом великом подвиге в 1937 году была выпущена почтовая марка, в 1987 году — почтовый конверт СССР, который был посвящен 50-летию перелета, в 1997 году — почтовый конверт России, а в 2012 году страна массово отпраздновала 75-летие первого в истории беспосадочного перелета из СССР в США. К 40-летию на Ленинградском монетном дворе была выпущена памятная бронзовая монета с изображением на одной стороне участников перелета, а на другой — ванкуверского монумента. Московский же монетный двор выпустил к 50-летию этого великого события медаль и два памятных значка. За рубежом это событие тоже не обошли вниманием, 20 июня 1975 года в Ванкувере на месте посадки АНТ-25 открыли монумент летчикам.
Необычная проблема
Интересным фактом является то, что вместе с чкаловским экипажем в Америку должен был отправиться второй АНТ-25 под командованием Громова. Самолет последнего должен был отправиться через 30 минут после вылета Чкалова. Но у него возникла маленькая проблема: когда Громов перед вылетом зашел в ангар, он увидел, что лишился двигателя — его сняли с громовского АНТ-25, чтобы переставить на чкаловский самолет. Все же менее чем через месяц Громов получает возможность повторить перелет. Приземлился он в Сан-Хасинто. На сей раз экипаж самолета смог установить мировой рекорд по дальности полета — 10 148 километров по прямой — и при этом сохранить достаточно топлива для продолжения полета. Но дальше была уже мексиканская граница, а с Мексикой о перелете никто не договаривался.
Это историческое событие имело огромное значение как для страны, так и для мира в целом. Именно этот перелет послужил толчком к созданию воздушного сообщения между двумя великими державами.