13 августа 1961 года началось сооружение Берлинской стены. Ее протяженность составила 155 км, в том числе в черте Берлина 43,1 км. Она просуществовала до 1989 года. По данным правительства ГДР, при попытке пересечь Берлинскую стену погибло 125 человек. BBC в свое время утверждало, что число погибших гораздо больше — 1245 человек. В период с 13 августа 1961 года по 9 ноября 1989 года было совершено 5075 успешных побегов в Западный Берлин, среди них — 574 случая дезертирства.
SmartNews решил вспомнить пять самых известных побегов через Берлинскую стену.
Конрад Шуман
Одним из первых перебежчиков через Берлинскую стену стал Конрад Шуман. Свой побег он совершил в 1961 году. Фотография его прыжка через колючую проволоку считается одним из наиболее известных снимков на тему холодной войны. Недалеко от места побега Шумана установлена посвященная этому событию скульптура Флориана и Михаэля Брауэров и Эдварда Андерса под названием «Прыгун через Стену».
15 августа 1961 года Конрад Шуман был направлен охранять начатое двумя днями ранее строительство Берлинской стены. На тот момент там было только временное заграждение из колючей проволоки высотой около 80 см. Под предлогом проверки заграждения Шуман примял его в одном месте ногой, а затем перепрыгнул через заграждение и побежал к полицейскому автомобилю, который забрал его. Находившемуся рядом фотографу Петеру Ляйбингу, отправленному к месту строительства стены, удалось сделать известную многим фотографию.
Фото: militarists.ru
Хайнц Хольцапфель
Один из самых дерзких побегов через Берлинскую стену осуществил экономист Хайнц Хольцапфель — 28 июля 1965 года он переправил свою семью через заграждение на импровизированном фуникулере. Поздно вечером он вместе с семьей взобрался на самое высокое из неохраняемых зданий — пятиэтажный Дом министров. Выйдя на крышу, он перебросил кабель через стену на крышу соседнего дома, где его ждали родственники. Сначала по тросу он переправил своего сына и жену, а затем перебрался сам. Как позднее заявил Хайнц Хольцапфель, перебраться в Западную Германию его вынудили требования властей ГДР доносить на своих коллег.
Гарри Детерлинг
Гарри Детерлинг стал известен после того, как протаранил Берлинскую стену на поезде. Узнав, что через месяц все железнодорожные пути, упирающиеся в стену, будут закрыты, он решил ее протаранить. 5 декабря 1961 года поезд на скорости 50 км/ч разбил ворота и уехал в ФРГ. Пограничники ГДР обстреляли поезд, но никто не пострадал. В поезде в тот момент находилось несколько человек, которые не знали о планах Гарри Детерлинга. Позднее они решили вернуться к своим семьям в Восточной Германии. На следующий день после побега все тупиковые железнодорожные пути были разобраны. По мотивам побега Детерлинга в 1963 году был снят фильм.
Фото: chronik-der-mauer.de
Вольфганг Энгельс
19-летний солдат Вольфганг Энгельс сам участвовал в строительстве Берлинской стены. На побег его подтолкнул случай, произошедший с его друзьями, которых арестовали за попытку пересечь стену, хотя в тот момент они просто гуляли рядом и не остановились по требованию пограничников. Штурмовать стену он решил на БТРе, который только что разукрасили к 1 мая. Он врезался в стену на высокой скорости, но не пробил ее, застряв в стене. Люк оказался на восточной стороне, поэтому Вольфгангу Энгельсу пришлось перелезать через проволоку. Во время побега он получил по пуле в руку и спину, однако смог перелезть через заграждение. После этого инцидента перед стеной выкопали ров.
Хайнц Майкснер
Хайнц Майкснер совершил не менее дерзкий побег. Он взял напрокат кабриолет с низкой посадкой, снял ветровое стекло, спустил шины и просто проехал под шлагбаумом мимо удивленных пограничников. Случай произошел 5 мая 1963 года. После этого в ГДР решили уменьшить высоту шлагбаума.
Видео
«Стена» — фильм о Берлинской стене, Фильм телекомпании НТВ
1 комментарий к материалу.