В Новосибирске появится еще один способ передвижения в часы пик. Помимо автобуса, троллейбуса и метро, можно будет еще и поймать «аэротакси». Для этого вдоль главных трасс построят сразу несколько вертолетных площадок. Только воспользоваться новой услугой смогут далеко не все.
Проблема пробок для Новосибирска актуальна так же, как для любого города-миллионера. Постоянные заторы в часы пик срывают планы, портят нервы, а иногда даже стоят жизни. К тому же наносят огромный вред экологии. Чтобы хоть как-то облегчить проблему передвижения из пункта А в пункт Б, в Новосибирске решили перенять столичный опыт — и пересадить людей на вертолеты.
Наша компания выполняет в месяц до 100 полетов. В основном это связано с аэрофотосъемкой, осмотром территорий, мониторингом пожарной обстановки. В центральной части России, не говоря о Европе, вертолеты уже стали привычным транспортом, например для бизнесменов. Летают Москва, Питер, Екатеринбург, а Новосибирск пока отстает.
Такая инициатива воодушевила местных авиационных бизнесменов. Они заявили, что готовы инвестировать средства в строительство вертолетных площадок. Расположить их авиаторы планируют вдоль самых загруженных городских и федеральных трасс.
В первую очередь мы строим планы охватить федеральные трассы, которые проходят через Новосибирск. Есть планы сделать площадки на территории нескольких медицинских учреждений. Возможно, будут площадки у крупных торговых центров. Такая возможность есть, например, у ТРЦ «Сан Сити». У них отдельно стоящая многоэтажная парковка, на крыше которой и можно сделать вертолетную площадку.
«РосИнсталАвиа», которая входит в структуру «Вертолетного союза» и аффилирована с крупнейшим сибирским дорожно-строительным концерном «Новосибирскавтодор», для начала выбрала в Новосибирске три площадки. Одну — на одной из самых загруженных магистралей, ул. Большевистской. И две — в окрестностях Димитровского моста через Обь, на правом и левом берегу. В планах у компании — построить три десятка точек взлета-посадки.
Разговор идет о огороженных площадках размером 35×35 м, которые смогут принимать небольшие вертолеты типа Robinson R-44 или Evrocoprer AS350, которыми располагает «РосИнсталАвиа». При этом Юлия Чепугачева уточнила: площадками, на условиях аренды или платы за взлет-посадку, сможет воспользоваться любой законный владелец вертолета.
В России на данный момент минимум пять недостроенных Ми-34. Если верить сети интернет, цена на такие аппараты — 316–350 тыс. долларов.
Стоимость строительства площадки Юлия Чепугачева не назвала. Дело не в коммерческой тайне. Каждый кусок земли стоит по-разному, плюс есть еще допрасходы на обустройство и создание инфраструктуры и подъездных путей.
Кроме работы в качестве «аэротакси», летательные аппараты при наличии площадок могли бы выполнять и социальные функции. 29 октября 2012 года ГИБДД Новосибирска провела целую спецоперацию, когда было необходимо перевезти смертельно больного ребенка из одной больницы в другую на операцию. Пришлось перекрыть движение по одной стороне моста через Обь и задействовать 10 экипажей ДПС для беспрепятственного проезда скорой. Если бы был вертолет, то всего этого можно было бы избежать.
В Новосибирске вопрос об использовании вертолетов в санитарных целях обсуждается. Надо быстро доставлять людей с инфарктами и инсультами, когда счет идет на минуты и секунды. Но сложно сказать, есть ли возможность организовать такое вертолетное движение в Новосибирске, когда кругом провода.
Такая спецтехника может быть востребована МВД, МЧС, минздравом и т. д. Тут помогать надо. На госуровне.
Еще одна ниша, которую хотят развивать вертолетчики, — местный туризм. Воздушное сообщение между Новосибирском и Горно-Алтайском осенью 2012 года опять прекратилось. Но в столице Сибири немало людей, которые готовы заплатить большие деньги, чтобы попасть на Алтай за 2–3 часа на вертолете.
Кроме вертолетчиков, есть и еще одна категория людей, кому эти площадки нужны как воздух. Например, новосибирскому изобретателю-энтузиасту Борису Половинкину. По его словам, он совершил переворот в конструировании так называемых «автожиров». Их главная проблема была в том, что им была недоступна вертикальная посадка. Половинкин создал свою машину, которая показала блестящие результаты на испытаниях: «автожир» взлетел и сел вертикально, но из-за отсутствия нормальной площадки конструкция получила повреждения. Да и прокуратура пригрозила конструктору штрафом за полеты без разрешения.
Если такие площадки появятся, мне это только на руку. Уже через пару недель я собираюсь запускать их в серийное производство. Стоят мои аппараты 3–4 млн рублей. А тот же вертолет «Робинсон» — 15–20 млн рублей. Если площадки появятся, это даст толчок развития и вертолетам, и «автожирам». Только надо, чтобы площадки были с удобными подъездами, чтобы была охрана, и мои машины будут там первые.
Однако организовать вертолетные площадки — это только полдела, считает генеральный директор компании «Динамика» Сергей Пискунов. Его компания занимается вертолетными перевозками в Новосибирске, Краснодаре, в Подмосковье, Уфе.
По закону, летать над городом разрешено только тем вертолетам, у которых есть два двигателя. Однако можно летать над реками. Тут у Новосибирска есть преимущество, если площадки расположить вдоль Оби, то можно будет летать. Для небольших вертолетов достаточно площадки 7х7 м. Чтобы появилась коммерческая составляющая, можно совместить их с подземными стоянками. Мы тоже заинтересованы в появлении площадок. Сейчас нам требуется такая площадка между Новосибирском и Барнаулом, и мы готовы ее построить, если на это пойдут местные власти.
Он добавил, что, к сожалению, в России вопросы с развитием авиации решаются медленно. То, на что в Чехии, например, уходит 2–3 месяца, в России тянется годами. Хотя в последнее время подвижки есть. С теми же авиационными властями Новосибирска, по словам Сергея, ему удалось выстроить работу так, чтобы о вылете предупреждать не за сутки, как было ранее, а за 40 минут.
Странно, почему в большинстве других стран частный летательный аппарат — норма, а у нас сразу полиция, прокуратура! Странно, почему госдума занимается всякой ерундой типа передергивания стрелок часов туда-сюда, но за 20 лет так и не были разработаны четкие нормативные акты, позволяющие собственникам малой авиации беспроблемно использовать воздушное пространство до 300 м.
Есть и еще одна проблема. Все эксперты говорят, что развитие авиации напрямую зависит от уровня доходов среднего класса, которые в Новосибирске далеки от московских. Сергей Пискунов подсчитал, что если вертолет — хобби, которое стоит 22 млн рублей, то человек должен зарабатывать 220 млн, а следовательно, его бизнес должен измеряться в миллиардах. Таких компаний в Новосибирске единицы, и вопрос, когда частный вертолет в сибирском небе станет привычной картиной, остается открытым.
3 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе