За продажу некачественного товара или услуги предпринимателей будут штрафовать на миллион рублей или приостанавливать их деятельность на срок до года. Соответствующие поправки в закон были внесены в Госдуму. Авторы считают, что существующие штрафы уже не пугают бизнесменов и для улучшения качества товаров нужны более суровые меры.
В Госдуму был внесен пакет поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), увеличивающих наказание недобросовестным бизнесменам. Их инициаторы считают, что те суммы штрафов, которые накладывают на нарушителей сегодня, уже давно устарели. Речь идет о цифрах, принятых еще в 1992 году, — логично предположить, что перед такими штрафами нерадивые предприниматели не дрогнут.
За прошедшие 20 лет у нас даже инфляционная составляющая выросла в десятки раз, поэтому само понятие штрафов по его количественному состоянию, конечно, должно было меняться в большую сторону. Бизнес должен бояться совершать нарушения. Если сейчас по КоАП штраф за обман потребителя составляет от 1 тыс. до 2 тыс. руб. для должностных лиц и от 10 тыс. до 20 тыс. руб. для юрлиц, включая индивидуальных предпринимателей (ИП), то, по предложению депутата, он должен быть повышен для должностных лиц до 7-10 тыс. руб., для ИП — до 50-70 тыс., а для юрлиц — 100-300 тыс. руб. За повторное нарушение предусмотрены еще более серьезные штрафы: для юридических лиц они могут доходить до 1 млн руб. или им должна грозить дисквалификация на срок до года, а для ИП и юрлиц — приостановка деятельности на месяц. При всей видимой жесткости меры будут не такими суровыми, как в Европе и США.
— Во-первых, люди должны знать, что речь идет не об увеличении каких-то штрафных санкций, а о неотвратимости ответственности, потому что какой бы штраф ни был, но, если нет системы контроля и реакции, а также планомерного привлечения к ответственности, ничего не изменится. Во-вторых, я считаю, что более действенными были бы рыночные меры, с точки зрения конкуренции. Если бы судебная система работала более адекватно, в более приемлемые сроки рассматривала дела и потребители имели бы право с помощью суда получить компенсации, это было бы более действенно.
— Самое главное, чтобы в нашей стране граждане, независимо от своего статуса, имели приверженность к исполнению закона. Увеличение штрафов не всегда дает положительный эффект. Это одна из мер тех мероприятий, которые должна проводить государственная власть. Мне кажется важным прививать нашим гражданам уважение к закону, необходимость его соблюдения, тогда многие вопросы будут решаться по-иному. Это должно прививаться со школы. Тогда человек, входя во взрослую жизнь, будет понимать, что живет в государстве и должен соблюдать те законы, которые приняты и действуют на территории страны.
Самое главное, чтобы в нашей стране граждане, независимо от своего статуса, имели приверженность к исполнению закона. Ключевые слова НЕЗАВИСИМО ОТ СВОЕГО СТАТУСА. Этого никогда не будет.
Избиратель — есть потребитель. Потребитель государственных услуг. Т.е. за обман избирателей, этот закон тоже будет действовать? Ой… Проговорился… Теперь подумают, и не примут…
Авторы поправок считают, что права потребителей сильно урезаны в нашей стране, а соответствующие изменения в КоАП должны были быть приняты уже давно. В пример инициаторы приводят опыт СССР — в то время за обман потребителя можно было угодить за решетку. В наши дни предприниматели могут заплатить незначительный штраф и спокойно продолжить свою деятельность. Причем дальнейшие жалобы покупателя зачастую не дают никакого эффекта.
Есть масса барьеров по реагированию на жалобы потребителей. Соответственно, человек, который один раз пожаловался на некачественный товар и не увидел никакой реакции — штрафа, изменения практики, в следующий раз просто не жалуется.
Штрафовать будут мелких предпринимателей, которые держат турагентства или небольшие магазины и которые реализуют ЧУЖОЙ товар/услугу. Крупняк не пострадает. Лакомые куски, контролируемые людьми из ПЖиВ, будут все также — приносить прибыль своим владельцам. Даже если это — цеха, по производству котлет из тухлой мороженой аргентинской буйволятины, которой 50 лет отроду. Оштрафуют мелкого лавочника из города N-ска. Он слаб, одинок и не опасен. Так считают в Москве.
Потребителем принято считать не только покупателя, но и потребителя различных услуг. Согласно проведенным опросам, доля обманутых граждан в сфере туристического бизнеса составляет порядка 10%, более 30% опрошенных получали некачественнее услуги в области ЖКХ. Однако 80% наших граждан все же сталкивались с нарушением своих прав именно в сфере торговли. Тем не менее особых изменений в ситуации авторы поправок не ждут.
Идет цивилизация, мы медленно меняемся, и законодатель абсолютно правильно устанавливает новый пороговый уровень штрафа. Начали с миграционного законодательства, потом пошло антимонопольное, теперь законодательство о защите прав потребителей. Когда штраф смехотворен, то его администрирование государству стоит денег, штраф не является тормозом для недобросовестного предпринимателя, потому что он его спокойно платит и продолжает действовать, а больше ничего сделать с этим нарушителем нельзя. Я воспринимаю этот закон как абсолютно правильный шаг, который вписывается в то, что происходит практически во всем цивилизованном мире.
— На уровне гражданского права закон «О защите прав потребителей» и раньше позволял взыскивать штраф с ответчика, только раньше штраф взыскивался в доход городского бюджета, то есть государства, а другая половина — в доход общественной организации, которая подавала иск. Потребитель мог взыскать только юридические затраты и моральный вред. Но по недавнему постановлению пленума Верховного суда теперь штраф взыскивается в том числе и в пользу потребителя вместо государства. В этих случаях штраф — это половина суммы иска: если ваш товар стоит 1 миллион рублей, то штраф будет на полмиллиона, если ваш мобильник стоит 20 тысяч рублей, то штраф будет 10 тысяч.
— Госдума в очередной раз занимается популизмом. Проблема качества товара заключается в системе выдачи сертификатов. Будут увеличивать штрафы или нет — любой магазин покажет сертификаты, которые будут говорить о том, что весь товар на полках хороший, а все претензии переносятся на поставщика. Редко какой серьезный магазин, а особенно небольшой и частный, рискнет продать клиенту что-то несоответствующего качества. Это скорее проблема плохо организованных торговых точек и сетевых структур. И вся проблема упирается в сертифицирование. Часто бывает, что на полке лежит тухлый товар, а тебе приносят три сертификата, которые говорят о том, что он отличный, и получается, что надо штрафовать ту лабораторию, которая выдала сертификаты. Потребительский терроризм развивается у нас ударными темпами, и это будет способствовать не формированию цивилизованной торговли, основанной на частном малом бизнесе, а только развитию этих самых сертифицирующих структур, которые просто увеличивают стоимость товара.
В том, что бизнес будет заинтересован в принятии поправок, многие эксперты не сомневаются. Но делают маленькое замечание: в этом случае должна четко работать система наказаний.
Розничная торговля страдает от снижения качества поставляемых товаров не меньше покупателей. Это вынудило крупных ретейлеров применять входной контроль при получении продукции от поставщиков, например крупнейшая сеть X5 на этом этапе отсекает до 50% продовольственных товаров. Однако сейчас нет службы, которая сможет определять претензии: Роспотребнадзор на предполагаемое усиление требований ответить не сможет.
Видео
Безграмотность населения по законам,с которыми мы сталкиваемся на каждом шагу, дошла (применимо к нашему сегодняшнему времени) до детского мышления,скажем не лукавя трехлетнего ребёнка.Это он зависит от мамы,даст она ему конфетку или накричит на него.В глубине своей души мы понимаем,что например продавец не прав,но это наша с вами безграмотность.С другой стороны государство могло бы заставить продавцов вывесить права наши на стену,но не мелкими буквами и под потолком.Закон о нарушениях должен быть суров.
6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе