Президент РФ Владимир Путин подписал закон, который призван усложнить жизнь СМС-мошенникам. В законе, в частности, указано, что дополнительные услуги должны оказываться только с согласия абонента. Кроме того, документ дает определение, что считать контентными услугами. Документ вступит в силу 1 мая следующего года.
Законопроект был подготовлен по инициативе депутата от «Единой России» Сергея Железняка. По его мнению, необходимость принятия соответствующих изменений в закон «О связи» была продиктована участившимися случаями СМС-мошенничества. Так, в 2012 году значительно выросло количество жалоб на мошенничество через СМС. По данным исследовательского агентства AC&M Consulting, в прошлом году мошенники заработали на СМС-сервисах около 190 млн долларов.
Этот закон был очень ожидаем в обществе. Благодаря новому закону пользователи мобильной связи смогут самостоятельно решать, нужна им предлагаемая услуга или нет.
В документе дано определение понятию «контентных услуг». Ими считаются услуги, «технологически неразрывно связанные с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленные на повышение их потребительской ценности». К контентным услугам относится предоставление абонентам информации справочного, развлекательного характера, дополнительно оплачиваемая информация о голосовании, играх, конкурсах и других аналогичных мероприятиях.
Справка SmartNews
В законе прописано, что подобные услуги должны оказываться с согласия абонента. Согласие на оказание услуг должно быть подтверждено совершением определенных действий, позволяющих однозначно идентифицировать абонента. До получения согласия оператор связи обязан предоставить абоненту информацию о тарифах и кратком содержании услуг. Если эти условия не были соблюдены, услуги считаются оказанными с нарушением требований и не подлежат оплате.
Федеральный закон также вводит понятие второго лицевого счета, который предназначен для оплаты дополнительных услуг. Причем эта оплата производится в пределах средств, находящихся на этом лицевом счете. Изначально предлагалось, что списывать средства абонента за контент-услуги можно только с дополнительного счета. Однако в ходе обсуждений были внесены поправки, делающие второй счет добровольным. Операторы связи заявили, что создание обязательного дополнительного счета негативно отразится на рынке контент-услуг, поскольку большинство абонентов не станет его заводить. По оценке AC&M Consulting, введение обязательного второго счета сократило бы рынок контентных услуг на 70-95%, хотя в компании признали, что часть рынка микроплатежей формируют мошеннические сервисы. Для того чтобы деньги списывались с дополнительного счета, абоненту необходимо обратиться к оператору связи с просьбой создать отдельный лицевой счет.
Как заявили представители операторов, сети частично уже готовы к нововведениям. Так, в «Вымпелкоме» заявили, что компания уже усовершенствовала правила подключения подписок на услуги, которые оказывают контент-провайдеры.
Компания информирует абонента о подключении услуги дважды (до и после активации подписки) о стоимости услуги, возможности ее отключения и контактах провайдера. Также «Вымпелком» отслеживает мошеннические транзакции. В случае если подписка активирована без соблюдения правил подтверждения в системах оператора, оператор возвращает абоненту средства и не платит контент-провайдеру.
МТС также сообщает абонентам о стоимости услуг. В 2012 году МТС ввела систему обязательного информирования абонентов о стоимости контент-подписок. При заказе услуги абоненту приходит сообщение с информацией о стоимости услуги и кодом подтверждения.
МТС фактически уже исполняет требования законопроекта о борьбе с мошенничеством, информируя абонентов о стоимости контент-услуг, их содержании и смысле.
В «Мегафоне» считают срок к 1 мая 2014 года слишком коротким для подготовки, хотя технически компания также готова исполнять закон.
Введение второго лицевого счета — это создание еще одной билинговой системы, поэтому правильно, что такой счет будет заводиться не для всех абонентов, а только для тех, кто заявит об этом самостоятельно.
В законе также говорится об ответственности операторов перед абонентами за нарушение требований, установленных в законе. Однако какой будет ответственность, в документе не уточняется.
Видео
СМС-мошенники пытались сопротивляться при задержании
Еще в 2003 году sms-мошенничество было массовым как стороны частных лиц, так и со стороны контент-провайдеров. абоненты теряли деньги, которые операторы связи отказывались им возмещать, ссылаясь на третью сторону. удивительно, что спустя 10 лет на проблему обратили внимание власти. видимо, все, кто хотел на этом заработать, уже заработали.
Все равно найдут дырку в законе. Вот, например, у МТС есть несколько видов предоставления интернета на мобильный телефон. Называются они практически одинаково. На сайте публикуются только новые тарифы, а старые нигде не найти. У меня там пол года деньги списывали. Я была в полной уверенности, что услугу отключила, что мне было подтверждено в смс…
Придумали бы еще закон о наказании за предоставление номера телефона третьим лицам. Этот смс спам просто достал уже. Мало того, что пишут, так еще и звонят иногда. В одной компании мне чесно признались, что просто купили базу с номерами телефонов…
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе