Гипертоники вынуждены ежедневно принимать таблетки… Ишемические больные сидят на уколах… Сердечники попадают в больницы… Всем им приходится тратить много денег. А если материальное положение не позволяет, страна теряет рабочие руки, фиксирует снижение производительности труда и впадает в ступор. Всего этого поможет избежать программа лекарственного страхования, которую решили опробовать в пилотном регионе.
Смысл системы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), которое на сленге специалистов называют лекарственным страхованием, заключается в регулярном снабжении больных граждан бесплатными медицинскими препаратами. К сожалению, сегодня в России отлаженных механизмов этой системы не существует и большая часть нуждающегося в помощи населения остается без медикаментов. Лишь немногие счастливчики могут похвастаться тем, что получают льготные препараты, остальные же вынуждены тратить сотни, а то и тысячи рублей только на то, чтобы поддерживать себя в рабочем состоянии.
Справка smartnews
В настоящее время в Российской Федерации существует весьма ограниченная программа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) льготных категорий граждан, охватывающая менее 6 млн человек. По сути своей это и есть лекарственное страхование для небольшой категории льготников. Пользуются им около 3–4% населения России. Можно сказать, что ДЛО является прообразом и обкаточной моделью полноценной национальной системы лекарственного страхования.
Проблема обеспечения населения лекарственными средствами зазвучала в России на государственном уровне еще в 1990-х годах. В самом начале XXI века вопрос был поднят на уровне Минздравсоцразвития, а в 2008 году — в правительстве.
Предлагаю в рамках реформы здравоохранения подумать над адресным софинансированием расходов граждан на приобретение лекарств в аптеках. Фактически это создание всеобщей системы лекарственного страхования, в рамках которой государство будет оплачивать часть стоимости лекарств, выписанных по рецепту.
Тогда масштабных проектов федерального уровня запущено не было, и на некоторое время решение проблемы отставили в сторону. Лишь спустя четыре года снова раздались голоса о том, что в самое ближайшее время страна получит долгожданное медикаментозное обеспечение.
Уже с 2014–2015 года в России будет введено лекарственное страхование — в первую очередь для льготников, детей, больных некоторыми хроническими заболеваниями.
Теперь же за дело взялись обдуманно и серьезно. Причем глобальную систему ДЛО сперва решили обкатать на одном российском регионе, который, по мнению авторов проекта, сильнее всего нуждается в лекарственном страховании. Для эксперимента выбрали наиболее значимые заболевания в плане демографии, которые имеют доказательную базу по лечению. В итоге под тщательным надзором специалистов оказались пациенты с артериальной гипертензией и ишемией. Их будут ориентировать на более мобильное и быстрое амбулаторное лечение (взамен стационарного) и на профилактику осложнений.
Конечно, назвать кировский проект полноценным воплощением схемы лекарственного страхования в полной мере нельзя. Но несомненно, что это реальная попытка внедрить в жизнь крайне необходимую инициативу.
Сердечно-сосудистые заболевания, которые являются бичом современного общества, требуют ежедневного и постоянного приема препаратов, чтобы не было осложнений — инсультов и инфарктов и, соответственно, летальных исходов. Высокая смертность от таких заболеваний связана с тем, что у пациентов нередко нет возможности полноценного лечения — лишь четверть из них является льготниками, а три четверти вынуждены покупать лекарства за полную стоимость, что не способствует системному лечению. Вот мы и предложили стабильно обеспечивать эти категории больных бесплатными лекарствами, что позволит также постоянно наблюдать их врачам и формировать их приверженность лечению.
По расчетам областного департамента здравоохранения, для реализации задумки потребуется выделять в среднем от 2200 до 4780 рублей на человека ежегодно. Но поскольку вытекающая из этого сумма в 381 млн рублей слишком велика для бюджета, было принято решение провести пилотный проект не во всей Кировской области, а лишь в Слободском районе, ближайшем к областному центру. Он больше всего подходит для эксперимента, поскольку в нем проживает 65 тыс. человек, а показатели заболеваемости и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний наиболее близки к среднеобластным.
В 2011 году смертность от этой группы заболеваний составила 946,6 на 100 тыс. населения, или 59,6% в структуре общей смертности. В текущем году отмечается снижение смертности на 3,5% — благодаря реализации федеральной программы снижения смертности от болезней системы кровообращения. Надеемся, нам удастся еще улучшить этот показатель.
Специалисты и авторы проекта полны оптимизма еще и потому, что аналогичный проект, запущенный в Республике Коми в 1999 году, дал превосходные результаты. За пять лет потребность в стационарной помощи сократилась на 30%.
Пока трудно сказать, что получится у кировцев и сколько сердечников удастся спасти. Но если пилотная инициатива будет удачной, можно рассчитывать, что лекарственное страхование распространится по стране и сохранит жизни миллионам.
— Сама идея неплохая, но вот ее воплощение вызывает у меня сомнения. Я не уверен в эффективности и результативности лекарственного страхования и в том, что оно поможет сделать лекарства для пациентов более доступными.
Почему? Мне многое в этой системе непонятно. Непонятно, как она будет выглядеть, как будет финансироваться и вообще как все это будет работать. Ведь нет многих важных компонентов будущей системы, например документов, регламентирующих оказание бесплатной лекарственной помощи. И более того, даже неясно, какова цена вопроса. Посчитать, сколько нужно, чтобы обеспечить людей льготными лекарствами, не так сложно, но конкретную сумму никто не озвучивает. Не исключаю, что многое будет доработано, хотя смущает и печальный опыт дополнительного льготного обеспечения как своего рода варианта лекарственного страхования. Мне кажется, что на выходе мы рискуем получить не тот результат, которого ожидали.
Видео
У нас уже есть медицинская страховка, но чтобы получить нормальную помощь надо все-таки готовить деньги и не малые.
И в 2008 г., и сейчас мы к этому не готовы. У нас нет достаточно развитой собственной фармацевтической промышленности.
1 комментарий к материалу.