На Дальнем Востоке зафиксированы высокие цены на бензин. Так, на Чукотке АИ-92 обходится автомобилистам в 45 руб. за литр. Нефтяники объясняют дороговизну топлива высокими затратами на транспортировку и говорят, что в ближайшее время понижения цен на бензин не предвидится.
Согласно наблюдениям Росстата, бензин в стране неуклонно дорожает. Так, только за одну неделю — с 29 октября по 4 ноября 2012 г. — средние цены на топливо марки Аи-92 в России увеличились на 0,1% — до 28,05 рубля за литр, марки Аи-95 — на 0,3% — до 30,63 рубля за литр. Цены на дизельное топливо увеличились на 0,8% — до 29,66 рубля за литр.
Пора закупать бензин в США для жителей России
При этом Дальний Восток остается несомненным лидером по самым высоким ценам на бензин. Там цена литра топлива порой намного опережает средние показатели по стране. Так, дешевле всего на Дальнем Востоке можно заправиться в Благовещенске (Амурская область) — там за литр АИ-92 берут 30,67 рубля. Впрочем, даже эта цифра выше средней по стране. Однако благовещенским ценам позавидовали бы жители Анадыря (Чукотский автономный округ). В этом городе литр АИ-92 продают по 45 рублей за литр — дороже всех в стране.
Даешь 100 рублей за литр! Может тогда народ за вилы возьмется?
Живу сейчас в Японии. Тут бензин 155 йен, около 60 наших рублей…
Самая большая цена на бензин из европейских стран в Норвегии — около 79 рублей за литр. Однако ЗП среднего норвежца позволяет ему приобрести в три раза больше бензина, чем ЗП среднего россиянина.
Поставщики топлива на вопросы о невероятно высоких ценах на топлива на Дальнем Востоке, как правило, отвечают одно и то же. Так, в октябре на пресс-конференции в Хабаровске Андрей Румянцев, руководитель пресс-службы «Группы Альянс» (по оценкам экспертов, «Роснефть» и «Альянс» делят между собой две трети топливного рынка ДФО), заявил, что проблемы высоких цен в регионе обусловлены, во-первых, дороговизной транспортировки нефти на региональный рынок, во-вторых — высокой себестоимостью сырья для нефтепереработки. По его словам, нефтедобытчики порой даже продают топливо себе в убыток.
Причина в том, что затраты на производство и реализацию еще в прошлом году сделали розницу убыточной. С начала года рост стоимости нефтяного сырья, тарифов и акцизов, а также инфляция обусловили повышение затрат на производство бензина на 4,39 рубля за литр. С июля выросли акцизы. В августе нефть начала резко дорожать. В сентябре был побит рекорд цены нефти для переработки. Цены на АЗС сдерживались искусственно, за счет занижения оптовых цен. Однако цены внутри компании по всей цепочке должны соответствовать рыночным ориентирам, иначе наши действия будут трактоваться как уход от налогообложения. Мы, во избежание дефицита, закупаем бензин на стороне. С учетом транспорта бензин, закупленный в начале октября, стоил нам в опте 30,9–31,49 рубля за литр. К этому надо добавить, как минимум, бензовоз и зарплату оператора АЗС.
Помочь в вопросе транспортировки сырья могло бы строительство отвода нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий Океан» (ВСТО) к Хабаровскому нефтеперерабатывающему заводу (ХНПЗ). Однако в том же «Альянсе» уверяют, что это не решит проблему.
Подключение ХНПЗ к ВСТО позволит в 2014 году поставлять на Дальний Восток по нефтепроводу 2 млн т сырья в год, к 2015 году — 5 млн т. Прибавка продуктов нефтепереработки после модернизации ХНПЗ составит 100 тыс. т, и закрыть дефицит в 400 тыс. т не представляется возможным. Постройка ВСТО при прочих равных уменьшит наши расходы на доставку. Но к 2015 году, когда мы окупим расходы на подключение к ВСТО, могут вырасти налоговые отчисления, инфляция, стоимость нефти и прочие факторы.
— Нефтяники задают вполне обоснованный вопрос: кто несет ответственность за рост цен — государство или же сами компании? Так как доля государства в 60% стоимости бензина больше, чем доля нефтяных компаний, значит, и ответственность должна быть соответствующая. Ведь нефтяные компании сегодня сталкиваются не только с ростом акцизов, но и с необходимостью модернизировать НПЗ до стандарта Евро-4. Плюс — рост заработной платы для сотрудников, а также обычный рост коммунальных платежей и т.д. Если учитывать все эти факторы, то рост цены вполне обоснован.
При этом жители Дальнего Востока довольно спокойно несут знамя первых в ценах на бензин. В прошлом году, правда, во Владивостоке, как и в некоторых других городах России, проводились митинги против повышения цен на бензин, но общественной бури они не нагнали.
Ну и что, что митинг? где погромы? где пламя справедливости? нет и не будет… на стадо молчаливое посмотреть что ли пойти? Лучше пойду к бабке, да порчу наведу на властьимущих)))
В скором времени резкого падения цен на топливо никто не прогнозирует. К этому просто нет предпосылок. Более того, налог на бензин в 2013 году увеличится примерно на 2 тыс. рублей за тонну. Через год — еще на тысячу. Правда, резкое подорожание не коснется производителей менее вредного топлива класса Евро-5. Однако такое топливо пока в России производят лишь единичные нефтяные компании. Значит, бензин может вскоре еще больше вырасти в цене.
— Розничные цены на бензин начали существенно расти во втором полугодии 2012 года по всей стране. И этот рост был вполне ожидаемым. Дело в том, что оптовые цены на бензин в течение года росли, а розничные цены на бензин в первой половине года испытывали административное давление, так как еще в январе этого года правительство потребовало от нефтяных компаний не повышать розничные цены на бензин до выборов. В то же время с 1 января и 1 июля выросли акцизы на бензин, что непосредственным образом влияет на рост цен на топливо. Так, с 1 января 2012 года акцизы на бензин Евро-3 и ниже выросли на 28–30%, Евро-4 и Евро-5 — на 33%. А с 1 июля 2012 года выросли ставки акцизов на бензин класса Евро-3 и Евро-2 соответственно на 6,7 и 6,2%, хотя на Евро-5 снизились на 24,6%. Полагаю, что до конца года розничные цены на бензин еще могут увеличиться, однако этот рост не будет слишком значительным. Вероятно, может составить 1–2%.
Примечательно, что высокие цены на бензин негативно сказываются и на топливных операторах. К примеру, в этом году в Алтайском крае на торгах оказались все 500 бензоколонок, принадлежащих частным операторам. Операторы заявили, что их бизнес нерентабелен, и выставили АЗС на торги.
7 комментариев к материалу.