На малом крыле. Российская авиация пересядет на «кукурузники»

8
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: Алексей Куденко/РИА Новости

Правительство намерено вновь вывести на пассажирские авиалинии самолеты Ан-2. Об этом сказано в проекте доклада премьер-министра Дмитрия Медведева президенту. Речь идет о глубокой модернизации уже имеющихся самолетов, включающей замену двигателя и аэронавигационной аппаратуры. SmartNews разбирался в шансах «кукурузников» на успех.

Российское правительство намерено развивать региональную авиацию за счет возобновления эксплуатации самолетов Ан-2, сообщают «Известия». На первый взгляд затея выглядит очень соблазнительной. Ан-2 экономичнее вертолета, прост в обслуживании и может взлетать с любых площадок. Уникальность его и в том, что он не имеет назначенного ресурса, то есть ремонтируется по состоянию.

Две трети территории России, где нет никакого транспорта, кроме сезонного, — вотчина «кукурузника». Именно Ан-2, которых построили около 20 тысяч, связали бесчисленное множество рассеянных по просторам страны городков и поселков между собой и с центром страны.

В начале 1990-х «Аэрофлот» перевозил более 130 млн пассажиров в год. Из них почти половину — по местным воздушным линиям. Сейчас на долю маршрутов регионального и местного секторов приходится всего 4,5 млн пассажиров, и тенденции к росту не наблюдается. Так, в 1990 году в пределах нынешнего Приволжского федерального округа перевезено 1,8 млн авиапассажиров, а в 2011-м всего 39 тысяч.

первый полет ан-2 совершил в 47 году. а почему не выпускать горбатый запорожец?

Самым лучшим отечественным автомобилем был ВАЗ-2101. Давайте восстановим производство «копейки»! Главным преимуществом данного автомобиля является возможность отремонтировать в любом гараже, не высокая стоимость, а так же отработанная технология изготовления. Ура, товарищи!

Основных причин две: дороговизна билетов и все уменьшающееся количество самолетов подходящей размерности. Падение пассажиропотока в регионах привело к тому, что там даже 48-местный Ан-24 и 32-местный Як-40 избыточны. Их парк близится к списанию. И если в классе 50-местных машин есть альтернатива — украинский Ан-140 или франко-итальянский ATR 42, то в классе 20-местных самолетов ситуация безрадостная.

Причина в удельных расходах: в расчете на одно кресло региональная машина вдвое дороже магистральной. В итоге средний тариф туда-обратно экономкласса в регионах равен 23 тыс. рублей, в некоторых районах за те же деньги везут только в одну сторону. Из этого следует один вывод: местные перевозки возможны в условиях дотаций, если они социально значимы. Но доступность таких перевозок определяется и авиапарком. В 2012 году он насчитывал 369 самолетов, из них 96 — иностранные.

Едва ли не единственный вариант получения новых самолетов в сегменте до 20 кресел — покупка чешского L-410 UVP-E20 стоимостью 170 млн рублей. За три последних года в России и СНГ реализовано 22 таких самолета, планируется еще 9, в остальном мире продано всего 11. Еще один способ обновления парка в сегменте до 10 кресел — покупка Cessna 208B Grand Caravan стоимостью 95 млн рублей.

Поэтому вопрос второй жизни 12-местного Ан-2 стоит очень остро. Ан-3Т, у которого поршневой двигатель заменен на газотурбинный, спроса не нашел, да и переделка обходилась в 1,5–2 млн долларов. Вариант Ан-2МС, с использованием американских двигателей Honeywell, стоимостью 0,8 млн долларов тоже не выглядит убедительным: неизвестно, как к этому отнесется разработчик — украинский «Антонов».

Может, нам лучше с канадцами подружиться и посмотреть на их самолёты для местных авиалиний? У них условия во многих отношениях схожи с нашими, и самолёты для малых расстояний вполне приличные. Садятся и на грунт, и на снег, и на воду. И цена, надо думать, не астрономическая, иначе не летали бы вовсе. А они летают, сам свидетель.

К тому же неясно, какое количество бортов пригодно к ремоторизации, — в реестре числится более 1,5 тысяч Ан-2, а по данным Росавиации, эксплуатируется всего около 300 самолетов. Зато всем ясно, что без участия государства сформировать пакет платежеспособных заказов на «кукурузник» едва ли получится. Минтранс планирует начиная с 2015 года модернизировать от 500 до 800 машин при стоимости работ от 600 тыс. до 850 тыс. долларов.

Как это сочетается с тем, что сегодня одномоторный пассажирский самолет может иметь не более девяти мест, — непонятно. К тому же неочевидно, можно ли вообще сертифицировать по современным нормам даже исходную конструкцию Ан-2.

Но без государства на местных воздушных линиях можно ставить крест. Поэтому бюджет субсидирует как лизинговые платежи, благодаря чему улан-удэнская ПАНХ и «Томск Авиа» получают 30 Cessna 208B, так и перевозки в пределах региона. Но значительная их часть носит межрегиональный характер, и в этом случае расходование таких субсидий будет нецелевым со всеми вытекающими последствиями. Так что у правительства впереди еще немало работы.

Не надо ничего делать.На выходе получится стоимость Ан-2 как у Боинга и толпа радостных чиновников,улучшивших свою жизнь.

Зря злорадствуете. Приведите пример аналога Ан-2, его нет. Садится где попало, прост в управлении, безопасен (может сесть при неработающих двигателях). Или лучше на боинге летать между деревнями. тогда взлетная полоса будет больше деревни, а диспетчерская вышка больше администрации.

Видео

Автор

Михаил Тимошенко

Над статьей работал

Денис Нарыльнев

8 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Николай Камельков 21 ноября 2012, 20:21

Не один из самолетов, на нынешний момент, не держится в воздухе так уверенно и надежно, как АН-2, а АН-3 вообше бесподобен. Не надо никакой Канады и Аляски, сколько их пропадает в глубинке, а Польша? Надо сделать это национальной программой, В Омске налажено производство, нужна воля руководства, пустить на это, для начала деньги, украденные Сердюковым,и подальше от проекта Медведева- завалит.

Станислав Захаркин 22 ноября 2012, 13:42

Правильно, зачем нам новые разработки, давайте возьмем старые гробы и будем их модернизировать до отупения. А то и вовсе наладим производство самолетов конструкции столетней давности. На выходе - получим все тот же кукурузник, только по цене сверхзвукового лайнера и не понятно куда спущенный миллионы из бюджета.

Анатолий Губарев 22 ноября 2012, 15:47, Изменено: 22 ноября 2012, 15:50

Станислав, а Вы никогда не интересовались, на чём летают в Штатах и Канаде. Про Южную Америку вообще молчу.
Поинтересуйтесь парком небольших американских и канадских самолётов, особенно -летающих в центральных штатах и на Аляске. После этого Ваш явно неуместный сарказм в отношении модернизированного Ан-2 явно поуменьшится.

Максим Ращупкин 22 ноября 2012, 14:32

АН-2 - самолет по-своему уникальный, взлетает даже из болота, может сесть где угодно и при любых погодных условиях, так почему бы и правда не взять его за основу? Зачем изобретать велосипеды, если их уже давно изобрели?

Алексей Громыкин 22 ноября 2012, 15:44

Кукурузник - машина зверь. Была. Когда-то давно. Сейчас народ на них летает не потому, что это так круто и здорово, а потому, что выхода другого нет. Сам видел, как у кукурузника при взлете отказал двигатель, он ляпнулся в реку, его пассажиры вместе с пилотом вытащили из воды, перетащили на дорогу, погрузились и полетели дальше. Если мне кто-то скажет, что это норма жизни, я отказываюсь так жить.

Отмечено
редакцией

Ганс-кристиан Андерсон 26 ноября 2012, 11:11, Изменено: 26 ноября 2012, 11:14

прекрасная идея! прямая альтернатива пассажирским автобусам дальнего следования. лично бы воспользовался этой услугой вместо 13-и часовой пыткой в автобусе. к стати, жд сообщения до ново шахтинска просто нет!

Юлия Корниенко 13 декабря 2012, 21:39, Изменено: 13 декабря 2012, 21:40

до волгодонска тоже нет. жел дор сообщения.ДА и много где ни чего нет.А цены космос.

Юлия Корниенко 13 декабря 2012, 21:27

Странно однако что про чешскую Л-ку вспомнили а про ан -28 или же ан 38 забыли напроч. Именно эта машина была создана для как раз замены на авиалиниях АН- 2 .

Добавить комментарий

Новое на сайте