Определена линейка автомобилей, которые планируется собирать на заводе имени Лихачева (ЗИЛ) в Москве. Это легкие коммерческие автомобили Renault Master, Iveco Daily и Fiat Ducato, а в будущем к ним могут добавиться Hyundai, Peugeot и Citroen. Так Правительство Москвы решило заполнить простаивающие мощности старейшей российской автомобилестроительной компании.
Справка Smartnews
В последние годы ЗИЛ выпускал морально устаревшие грузовые «Бычки» и спецтехнику для МЧС. В 2011 году завод оказался на грани банкротства — производство было остановлено, небольшую прибыль предприятие получало лишь от аренды непроизводственных площадей. Спасти завод решили столичные власти — расплатились с долгами, которые в октябре 2011 года составляли около 15 млрд рублей и выделили 2,2 млрд рублей на перезапуск производства.
Рабочие в сборочном цехе завода имени И.А.Лихачева. Фото: Алексей Филиппов/РИА Новости
Зарубежные автомобилестроители хотят начать с производства 20 тысяч автомобилей каждой марки в год, что в совокупности составит 60 тысяч микроавтобусов ежегодно. Сейчас решается технологический вопрос — поставить одну линию и на ней собирать все модели, либо установить три линии для каждой марки. Помимо этого ведутся переговоры с Hyundai, чтобы перенести производство коммерческой техники, выпускаемой на ТагАЗе, в Москву. Речь идет об автобусах Hyundai County, небольших грузовиках Hyundai Porter и седельных тягачах HD 500.
Дмитрий Карманов: "Возможно, удастся перенести с «Тагаза» производство грузовиков Hyundai". A в Таганроге лапу будут сосать...
Клим Чугункин: Уже вроде сосут, обанкротили Тагаз.
Шерлок Холмс: Дмитрий, а то что Тойота, Форд, Хендай, Ниссан, Мицубиси построили заводы все под Питером, а не в регионах где сосут лапу, вас не волнует?
sasha usatij: Шерлок Холмс, Это объяснимо. Детали и узлы приплывают в Питер морем, растамаживаются и тут же собираются. Везти их в регионы - лишние расходы.
Шерлок Холмс: все эти производители азиатские и американские. Конечно часть запчастей привозят из Европы, но большинство из Азии. Почему не построить на Дальнем Востоке? И потом, везти потом готовые автомобили по всей стране дороже. Почему не сделать русский Детройт в Калуге, где уже работают Фольксваген и Пежо? Оттуда проще и дешевле доставлять производимые авто по регионам - потенциальным потребителям.
Чтобы реанимировать ЗИЛ, было зарегистрировано новое юридическое лицо — совместное предприятие по производству коммерческих автомобилей ООО «МосАвтоЗИЛ» создано в конце мая. Соответствующее соглашение тогда подписали Сбербанк и правительство Москвы, определив, что базовой площадкой предприятия станет завод ЗИЛ. 51% совместного предприятия принадлежит Сбербанку, 49% — властям столицы. Общая сумма инвестиций — порядка 12 миллиардов рублей, из которых 6 миллиардов рублей — кредитные средства Сбербанка. Первоначально планировалось организовать на мощностях ЗИЛа производство легковых автомобилей, однако в итоге решено производить коммерческий транспорт.
Я думаю, Сбербанк обеспечит достаточное финансирование по льготным ставкам. Правительство Москвы, скорее всего, поставит производимые на ЗИЛе машины в приоритет закупок для собственных нужд — для маршрутных такси, для карет скорой помощи. Вполне вероятно, что и Сбербанк будет обновлять свой парк инкассаторских машин за счет продукции ЗИЛ. Такого рода продукция востребована на московском рынке, в отличие от регионов, где пока не все готовы закупать такие машины и особенно обслуживать их потом. Сбербанк для столицы может также предложить различные интересные предложения по покупке этих легких коммерческих автомобилей. Для продажи 60 тыс. автомобилей в год московского рынка им будет, конечно, мало. Но, возможно, они смогут поставлять продукцию на экспорт в Европу или СНГ.
В блогосфере новость о возрождении ЗИЛа под иностранными брендами получила неоднозначную оценку. Многие сочли, что очередное промышленное производство в черте Москвы только добавит проблем «перегруженной» столице. Завод действительно находится едва ли не в центре столицы, на берегу Москвы-реки, у 3-го Транспортного Кольца.
А что вообще заводу в центре города делать? Нигде такого нет - в столице, в центре города стоит завод.
Isaac Kopulevich: Это нерационально в Москве производить машины - слишком дорогая аренда, слишком высокие зарплаты. Зачем это нужно? В какой еще столице производят автомобили? И зачем по этому поводу строить еще одну Москву рядом со старой - равновеликую "Новою". Может, лучше заводы убрать туда, где нет работы, где дешевле рабочая сила?
А что, в Москве кто-то будет на заводе работать? Там же одни манагеры, продавцы собачьих кормов, офисный планктон, блогеры и демагоги главреды.
Однако производственная площадка ЗИЛа обладает большими преимуществами — прежде всего, это готовые цеха, построенные специально для производства автомобилей. Высокую стоимость рабочей силы в Москве по сравнению с регионами, планируется компенсировать высокотехнологичным сборочным оборудованием, ведь линии на заводе будут созданы практически «с нуля». К тому же свою позицию по выводу промышленных предприятий из столицы московские власти обозначили еще в сентябре прошлого года. На встрече с промышленниками Сергей Собянин тогда подчеркнул, что предприятия останутся в Москве.
У нас постоянно тиражируются слухи, что город в какую-то область переносит производства, с кем-то договаривается. Ни с кем мы не договаривались, никаких планов по переносу производств из Москвы нет. Мы заинтересованы в том, чтобы сохранить на территории города рабочие места, чтобы получать доходы, чтобы город жил и развивался. Это главный постулат. Другой вопрос - что мы хотим, чтобы наши промышленные предприятия продолжали развиваться на более высоком технологическом уровне.
Линейка автомобилей, которые планируется собирать на заводе имени Лихачева