Для строительства на Северном Кавказе горнолыжных курортов мирового уровня государство использует мексиканский и турецкий опыт привлечения инвестиций. Инвесторам дадут льготы и гарантии возврата вложенных денег.
Корпорация «Курорты Северного Кавказа» предлагает правительству создать специальный фонд, в который деньги на развитие туристического кластера будут привлекаться под госгарантии, сообщает «РБК daily». Предполагается, что фонд соберет половину необходимых инвестиций, а остальные средства вложат частные инвесторы.
К сожалению, сегодня складывается неверное впечатление, что достаточно построить инфраструктуру, а инвесторы сами устремятся вкладывать деньги в строительство курортных объектов. В масштабном объеме инвестиции можно привлечь лишь под серьезные государственные гарантии.
Планируется, что фонд сможет под госгарантии привлекать инвестиции, к примеру, у западных фондов. Полученные средства будут направляться в специально созданные под каждый проект компании. Предполагается, что таким образом удастся собрать примерно 50% необходимых инвестиций. Еще 20% должны будут добавить частные инвесторы, а оставшиеся деньги дадут банки в виде кредитов. «При такой схеме банки будут охотнее предоставлять средства», — добавляет Алексей Невский.
Когда объекты, на которые привлекались деньги, будут построены, фонд будет предлагать доли в них частным компаниям или другим инвесторам. Так свои деньги смогут вернуть первые инвесторы.
Предложение было презентовано на заседании правительственной комиссии по развитию Северо-Кавказского федерального округа еще 19 июня этого года. Позже оно обсуждалось с вице-премьером Александром Хлопониным, после чего Дмитрий Медведев распорядился детально проработать инициативу.
Видео
Эльбрус-Безенги. Здесь появится один из курортов туристического кластера
Справка Smartnews
Подобные схемы развития туристической отрасли используются в Мексике и Турции. Мексика развивает новые направления туризма через фонд развития туристических зон Fonatur, который курируется министерством туризма страны. Первым проектом мексиканского фонда было развитие курортной зоны Канкун в начале 1970-х годов. Сегодня Канкун входит в десятку лучших курортов мира и дает более 20% всех поступлений от туризма в Мексике. В Турции с 1985 по 1992 год инвесторы получили от государства льготы на сумму 422 млн долларов, а сами вложили в развитие туризма 5 млрд долларов.
Российский проект Северо-Кавказского туристического кластера предполагает создание к 2020 году сети горнолыжных курортов на юге страны с общей длиной горнолыжных трасс 897 км. Это крупнейший горнолыжный кластер в мире. Финансироваться проект будет как из государственных источников, так и за счет инвестиций. Государство вложит 60 млрд рублей в развитие транспортной и коммунальной инфраструктуры, а частный бизнес должен будет создать объекты курортной инфраструктуры — собственно трассы, подъемники, гостиницы. Общий поток туристов должен будет составить до 150 тыс. человек ежедневно.
Реализация кластера позволит создать 330 тыс. рабочих мест, а объем инвестиций в строительство может превысить 600 млрд рублей. В настоящее время около 10 зарубежных инвесторов уже заявили о желании участвовать в проектах туристического кластера на Кавказе.
Если проект реализовать грамотно, то можно сделать Россию горнолыжной меккой всего мира. Под гарантии государства инвесторы потянутся со всего мира, ведь туризм — очень прибыльный бизнес. Главное, обеспечить безопасность на Кавказе.
Какое-то слишком плоское мышление у наших властей — им все время хочется что-нибудь строить. В буквальном смысле слова. Чтобы развивать инновации им кажется достаточно построить Сколково, чтобы возродить Дальний Восток они считают, что надо построить университет на острове Русский, чтобы возродить Кавказ им кажется достаточным построить курорты. Можно подумать, что инновации у нас не развиваются только потому, что специального здания для них не построено, а Дальний Восток расцветет, если там построить несколько дополнительных зданий. На Кавказе всегда были курорты, за время Советской власти построено огромное количество санаториев. Где они сейчас? Почему они не работают? Почему туда не едут люди? Кто-то в правительстве задавал себе этот вопрос?
1 комментарий к материалу.