Президент Владимир Путин обозначил основные направления будущей пенсионной реформы, одобрив законопроект о сокращении накопительной части пенсии. По сути, президенту просто пришлось взять на себя ответственность в принятии непопулярного решения, поскольку правительство — в ведении которого находился этот вопрос — оказалось не способным его разрешить. Политики и экономисты отметили тот факт, что нынешнее правительство оказалось куда слабее того, которым руководил ВВП. И фактически «провалило» распоряжение президента, показав свою профнепригодность. Эксперты не исключают, что это может стоить карьеры некоторым министрам.
Поручение правительству Медведева продумать варианты сокращения накопительной части пенсий с 6 до 2% Владимир Путин дал еще в сентябре. Но ответственные за пенсионный вопрос министры все это время никак не могли договориться между собой. «Социальные» министры заинтересованы в развитии солидарного элемента в пенсионной системе, для их коллег-финансистов важно развитие института пенсионных накоплений.
В среду на совещании в Ново-Огарево Путин поставил точку. Он предложил не отказываться вовсе от накопительного компонента пенсии, заявив, что у граждан должна сохраняться возможность выбора, оставаться в накопительной системе или нет. Кроме того, кабмину уже во второй раз поручено в срок до конца первого полугодия 2013 года доработать пенсионную формулу. Кроме того, президент предложил вводить будущие законодательные изменения не в 2013 году, как планировалось ранее, а еще через год — в 2014-м.
Здесь ни у кого из нас нет сомнения в том, что, к сожалению, нормативная база соответствующим образом не налажена и действенный контроль, эффективный, действенный, прозрачный контроль, пока не установлен. Исхожу из того, что имеющихся инструментов достаточно, но все-таки, если мы эту систему (накопительную) сохраняем, на будущее, на десятилетия вперед, то государство должно быть абсолютно уверено, а права граждан должны быть абсолютно гарантированы, в том, что эти средства используются в соответствии с действующим законодательством и никаких пирамид прошлого мы не создаем.
По его словам, этот комплекс вопросов нужно решить в самое ближайшее время.
Справка SmartNews
В настоящий момент все граждане России участвуют в накопительной системе, в рамках которой 6% отчислений идет в накопительную часть пенсии. Министерство труда и соцзащиты в проекте стратегии развития пенсионной системы предложило сократить отчисления на накопительную часть пенсии с 6 до 2% от фонда оплаты труда, перераспределив 4% на страховую часть трудовой пенсии. Однако инициатива Минтруда не нашла поддержки в финансовом блоке правительства.
Эксперты и депутаты Госдумы приветствовали решение главы государства, заявляя, что это не только разрешение споров социального и экономического блоков правительства, но и компромисс для общества.
Найден компромисс между социальным и финансовым блоками, но дело даже не в этом: найден компромисс между интересами большинства, для которых выгодно развитие солидарного элемента в пенсионной системе, и активного меньшинства, которые заинтересованы в развитии института пенсионных накоплений. Предложение президента не ущемляет интересы ни тех, ни других. Важно, что это перераспределение накопительного тарифа будет добровольным. То есть те, кто захочет остаться в накопительной части, смогут в течение 2013 года написать соответствующее заявление, и у них все 6% тарифа останутся в накопительной части. Те, кто не захочет этого делать, им даже не надо ничего писать, у них по истечении 2013 года 4% тарифа будут перераспределены в солидарную часть.
Поддержал главу государства и один из разработчиков законопроекта о перераспределении накопительного тарифа, первый зампред комитета по бюджету и налогам Максим Рохмистров.
— Президент высказал вполне разумную вещь, что надо отодвинуть срок вступления в силу на 2014 год. Предложение сделано вовремя, потому что мы закон писали до того, как был сформирован бюджет, и были большие опасения, что дефицит Пенсионного фонда своим давлением на бюджет страны не позволит обеспечить социальную расходную часть бюджета. Сегодня бюджет сформирован. В целом там повышена, в том числе, и социальная его часть. Он реально исполнимый, и вполне можно было бы с учетом параметров бюджета, которые есть, перенести вступление нашего законопроекта на 2014 год. И за этот год попробовать сформировать в стране негосударственную систему пенсионного накопления.
Политологи в отличие от экономистов увидели не только экономические последствия в решении президента. Они считают, что подобные споры в кабинете министров, которые приходится разрешать главе государства, могут дорого обойтись чиновникам в Белом доме. Так, например, гендиректор «Центра политической информации» Алексей Мухин в своем блоге на «Эхе Москвы» предупреждает, что такие ситуации напрямую бьют по премьеру Дмитрию Медведеву.
— Глава правительства планирует перенести всю полноту ответственности за принимаемое решение на президента РФ, сознательно или нет провоцируя его на резкие понуждающие действия в адрес исполнительной вертикали. Причем в этом, с позволения сказать, проекте оказались задействованы и информационные ресурсы либерального толка, нагнетающие атмосферу форс-мажора и подчеркивающие субъективность принимаемого решения. Ну, если в правительстве некому брать на себя ответственность, то ее, понятно, возьмет президент. Просто не стоит потом удивляться, что когда в очередной раз будет подниматься проблема эффективности управления, могут возникнуть и вполне определенные вопросы к такому «безответственному» кабинету министров.
Политолог напоминает, что во время премьерства Путина такая нерешительность не была свойственна кабинету нынешнего президента, в результате чего «страна неплохо справилась с последствиями кризиса 2008 года». «Пока же первое серьезное испытание продемонстрировало то, что “медведевцы” пока явно уступают “путинцам” в эффективности», — констатирует Мухин.
Он предупреждает, что вести дискуссию о пенсионной реформе можно бесконечно долго, но денег от этого у пенсионеров не прибавится. По мнению Мухина, данная ситуация больше говорит не о конкретной реформе, а об эффективности работы управленческого аппарата, в частности — правительства РФ и «о его нежелании брать ответственность за принятие решения на себя, не знаю, из каких уж соображений».
— Инфантильность, трудно отличимая от безответственности, была не характерна для правительства Путина — и сравнение нынешнего кабинета с предыдущим члены кабинета Медведева, похоже, не выдерживают. Ведь прямая обязанность правительства — именно подготовка решения, проработка его аспектов и принятие ответственности за свои действия. Подмена управления нескончаемыми дискуссиями может привести к катастрофическим последствиям даже в периоды устойчивого процветания, а уж во время глобальной экономической нестабильности и вовсе категорически неприемлема.
Видео
Браво, Владимир Владимирович! Это правильно. Хорошо хоть, Вы заботитесь о пенсионерах. С уважением пенсионер АРР.
К глубокому сожалению, нам нужно признать, что пенсионерам даны сверхнесбыточные обещания… Решать проблему пенсионного фонда можно только одним — развивать производственные силы и производственные отношения и не трогать накопительную часть пенсии, необходимо обязанность по уплате взносов на накопительную часть пенсии перенести с юридических лиц на физические лица. Юридические лица должны платить социальную часть пенсии, но не более того. Это будет способствовать развитию и производственных сил, и производственных отношений, создавать дополнительный спрос и, естественно, увеличивать платежи в пенсионный фонд. Думаю, было бы правильно формировать пенсионный фонд за счет налога на добычу полезных ископаемых. Гражданам четко было бы заявлено, что недра принадлежат народу и на народ расходуются!
Анализ ситуации неплохой, но не новый… А прогноз-то какой…:) Вся надежда,на м ой взгляд, на добровольное пенсионное страхование, страхование жизни. Куда и вкладываюсь!
9 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе