Фото: putin.kremlin.ru
В 2012 году Россия получила нового, но хорошо знакомого президента, были возвращены губернаторские выборы, смягчено избирательное и партийное законодательство, продолжилась либерализация Уголовного кодекса. Власти активизировали борьбу с коррупцией, вплоть до увольнения министров, а политическая оппозиция, судя по всему, замкнулась внутри Садового кольца Москвы.
Основным политическим событием уходящего года все без исключения эксперты называют новый срок президента Владимира Путина — формально первый, по сути третий. Причем президент России впервые избирается на шестилетний срок, для чего во время исполнения президентских полномочий Дмитрием Медведевым были приняты соответствующие поправки в Конституцию РФ, опять же первые с 1993 года.
Стоит отметить, что на этот раз Путин шел на выборы (в отличие от 2004 года) с внятной программой по всем сферам развития общества: от международных отношений до демографии. Его программные статьи были опубликованы в федеральных СМИ в январе — марте, сформированы в виде указов и поручений президента в мае и июне, сразу после вступления в должность, и, судя по общей политической картине года, находятся в процессе выполнения.
Видео
Не менее важным можно считать и появление во главе правительства первого за многие годы не технического премьера — экс-президента Дмитрия Медведева, чиновника, обладающего колоссальным управленческим опытом, причем давно работающего в плотной связке с президентом. Премьер Медведев сформировал практически полностью новый состав правительства, прежние министры заняли должности советников и помощников президента, чиновников администрации президента. Уже после формирования нового состава правительства его покинули два министра — глава Минрегиона Олег Говорун в связи с неисполнением поручений президента и глава Минобороны Анатолий Сердюков.
— Сергей Шойгу, например, явно оказывается наиболее удачной фигурой для замещения отставленного министра обороны Сердюкова. Мы видим, что президенту приходится замещать растущее число вакансий в рамках кадрового резерва, остающегося более или менее неизменным. И это означает, что ситуация будет осложняться, требуя от Путина неординарных кадровых решений, принимать которые окажется всё сложнее. Политологи совершенно правы, заявляя, что смена кадровой политики — путь к более масштабным системным изменениям. Разную политику надо проводить разными кадрами. Но вот вопрос: какие нужны кадры для какой политики?
Увольнение Сердюкова, который в пятницу был впервые приглашен на допрос в Следственный комитет России, связывают с коррупционными процессами в военном ведомстве, а также с борьбой финансово-промышленных групп вокруг формирования гособоронзаказа, сумма которого на период до 2018 года составляет 20 трлн рублей.
Кроме того, шедшая полным ходом реформа МВД привела к тому, что своего поста лишился многолетний руководитель милиции (полиции) Рашид Нургалиев, после чего из МВД были вычищены в течение нескольких месяцев 35 генералов и полковников, замещавших генеральские должности. Причем не только в центральном аппарате ведомства, но и «всесильные» региональные министры — такие, как начальник Главного управления собственной безопасности МВД Юрий Драгунцов, глава МВД по Санкт-Петербургу Михаил Суходольский и глава МВД по Татарстану Асгат Сафаров. Одним из аспектов реформы МВД стало кратное повышение заработной платы для сотрудников МВД, прошедших переаттестацию.
Видео
Увольнение генералов это очередная попытка скрыть чудовищные масштабы коррупции в МВД и прокуратуре. Правоохранительные органы как занимались взятничеством, вымогательством и террором населения, так и занимаются.
Отдельно стоит отметить изменение отношения к бизнесу: в уходящем году в России появился уполномоченный по правам предпринимателей, чьи беспрецедентные полномочия Госдума утвердила в конце декабря. 2012 год отмечен и значительной ротацией губернаторского корпуса. За год лишились своих постов 17 глав регионов, в их числе такие киты, как глава Подмосковья Борис Громов, губернатор Приморья Сергей Дарькин, президент Мордовии Николай Меркушкин и губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев.
Однако более важным процессом, хотя и не реализованным в полной мере, политологи называют возвращение прямых выборов губернаторов, замененных в 2004 году процессом наделения полномочиями. В единый день голосования в октябре губернаторов впервые после долгого перерыва выбирали в пяти регионах России: Брянской, Рязанской, Белгородской, Амурской и Новгородской областях. Впрочем, действовавшие на тот момент главы этих регионов свои посты сохранили, пройдя испытание прямыми выборами. Однако в одном из регионов — Брянской области — судебная власть (впервые в новейшей истории) сняла с выборов действующего главу Николая Денина за нарушения в ходе кампании, и восстановил его Верховный суд в последний возможный по закону день.
Видео
Произошла заметная либерализация законодательства о партиях и выборах. В 2012 году снижено необходимое для регистрации политпартий число участников, количество региональных отделений, введен заявительный порядок для инициативных групп. Это привело к тому, что в процессе регистрации в Минюсте сейчас находится более 200 политических партий, представляющих весь политический спектр. По предложению премьера Дмитрия Медведева при Госдуме создан координационный совет малых партий, чтобы они могли влиять на обсуждение законопроектов.
Октябрьские выборы в 77 регионах — граждане выбирали региональные и городские парламенты, а также депутатов муниципальных образований — проходили в ожиданиях того, что «Единая Россия» будет значительно потеснена оппозицией, как системной, так и внесистемной.
Единый день голосования в 2012 году также проводился по новым правилам. Напомним, региональным избиркомам впервые позволили самим установить отсекающий барьер между 5 и 10%, в большинстве регионов выборы впервые проводились по смешанной схеме (партийные списки плюс одномандатные округа), к выборам допустили непарламентские партии. Эксперты предрекали значительный успех внепарламентской оппозиции в связи с такой либерализацией избирательного законодательства. Однако выборы показали, что опасения были беспочвенны: традиционная оппозиция (КПРФ, СР, ЛДПР) показала в целом худший результат, чем на выборах в Госдуму — 2011. Правда, наблюдатели и эксперты отметили неожиданный успех непарламентской партии «Патриоты России»: на выборах в парламент Северной Осетии она получила более 26% голосов — такого результата не добилась даже компартия ни в одном из регионов. В то же время КПРФ и «Справедливая Россия» смогли получить места глав городских и сельских округов, а «Патриоты» и Республиканская партия России (РПР) — кресла в местных и городских парламентах.
— Я бы не сказал, что КПРФ утратила влияние в регионах. Уже с начала двухтысячных годов «красного пояса» нет, и во многих регионах за это время произошел пересмотр политических предпочтений. Спали и социальные протесты, которые в свое время стимулировали голосование за КПРФ. В Новгородской области позиции КПРФ традиционно были слабые, и никогда там партия достойно не выступала: там коммунистам бессмысленно выставлять своих кандидатов в принципе, чтобы не позориться.
— Тот факт, что «Единая Россия» одержала победу в трудных для себя регионах, безусловно, можно считать успехом. К числу таких регионов относятся Владивосток, Сахалин, Калининград, и Тверская область.
Процесс подтверждения весомости «Единой России» и «Народного фронта» в российских регионах происходил в то время, когда внимание «всего цивилизованного мира» было приковано к выборам мэра городского округа Химки, где пробовала свои силы внесистемная оппозиция. Их единый кандидат Евгения Чирикова уступила единороссу.
Есть такая детская игрушка — маленькая ненастоящая газовая плита, и газа никакого в ней, и конфорки пластиковые… Вся эта оп-пазиция вызывает ощущение такой кухонной бутафории, только, жаль, игрушечка куплена на ворованные деньги, а перед этим, как видно, подобрана на помойке, потому попахивает.
— Выборы в Координационный совет оппозиции проводятся для того, чтобы Алексей Анатольевич Навальный был легитимирован как лидер оппозиции. Он же не может до бесконечности быть блогером и юристом? Он должен получить какой-то политический статус. И я думаю, он его получит, победив на выборах в Координационный совет оппозиции.
Для внесистемной («болотной») оппозиции год завершился формированием Координационного совета оппозиции и пониманием того, что их основные силы сформированы в границах МКАД. Регионы России, активно воспринявшие протестные акции декабря 2011-го, к действиям оппозиции интерес, судя по всему, утратили.
Желание кучковаться по песочницам в российской оппозиции неизлечимо. Вот вроде бы удивительно правильное начинание – создание Координационного совета российской оппозиции, призванного объединить и легитимизировать нестройные ряды протестного движения. И я стал кандидатом именно поэтому. Но, что сейчас происходит? В рядах кандидатов сразу же появились блоки, объединения, кучки. Еще даже не прошли выборы, а они уже объединяются в маленькие группки со звучными названиями и дружат друг против друга. И каждый считает себя самым главным и получается, что важнее всего не добиться победы, взяв власть, а поскорее рассказать всем о том, кто главнее.
В декабре президент Путин обозначил приоритеты ближайших пяти лет в первом своем послании Федеральному Собранию. Президент говорил о необходимости сделать власть прозрачной и доступной, но и обществу предстоит меняться. И оба института должны совместно выработать некие «духовные скрепы» (видимо, замену общей идеологии). От общества президент ждет введения системы публичного мониторинга властных услуг. Путин отметил, что основные силы будут сконцентрированы на развитии восточного направления — Сибири и Дальнего Востока. Это, по его словам, приоритет на ближайшие шесть лет.
Коснувшись вопроса миграции, в том числе, незаконной, Путин обозначил, что граждан СНГ уже с 2015 года при въезде в Россию обяжут предъявлять загранпаспорта. Впрочем, одновременно будут предусмотрены шаги по увеличению нормальной, цивилизованной миграции, наряду с поддержкой института семьи внутри России. По мнению президента, нормой в стране должна стать семья с тремя детьми.
Политические итоги года президент России подвел не на традиционной «прямой линии» с гражданами, а на большой пресс-конференции в декабре для 1200 журналистов. В отличие от традиционного формата, этот дает возможность оценить, какие аспекты развития страны сам Путин считает приоритетными. Путин отметил, что несмотря на общий спад мировой экономики, в России в 2012-м отмечался некоторый рост ВВП, рост инвестиций в основной капитал и ряд других положительных экономических показателей. Президент пообещал в ближайшие годы решить в целом по стране проблему аварийного и ветхого жилья, продолжить поддерживать стабильность во всех частях политической и социальной системы.
Президент уверил СМИ, что борьба с коррупцией, ставшей «национальным бедствием» России будет продолжена, даже несмотря на то, что российская судебная система в последнее время становится более либеральной. Острым политическим вопросом конца года стал ответ российских властей на новый шаг США, ведущий к похолоданию отношений – «Акт Магнитского». Депутаты Госдумы приняли, Совет Федерации утвердил, а президент, в свою очередь, подписал ряд документов, в том числе, касающихся запрета на работу в России представительств западных некоммерческих организаций, а также деятельности тех внутренних НКО, кто существовал на западные гранты.
Отдельно обсуждался документ, запрещающий усыновление российских детей гражданами США. Несмотря на явную жесткость такого шага, президент Путин, как и ряд других российских политиков, отметили, что таким образом они понуждают к качественным изменениям неповоротливую систему внутреннего усыновления и сиротства. Как замшелая система детдомов и приютов отреагирует на чувствительный толчок сверху, станет ясно уже в первые месяцы наступающего 2013 года.
19 комментариев к материалу.