Поправки в закон, запрещающие использование нецензурной лексики в СМИ, подписаны президентом. Тех, кто допустит мат на страницах изданий (в эфире радио или ТВ), будут штрафовать на сумму от 2 тыс. до 200 тыс. рублей. Политики хотят, чтобы СМИ чистотой языка подавали пример своим зрителям и читателям.
Президент Владимир Путин в понедельник подписал закон, который вводит для СМИ штрафы за использование нецензурной лексики. Об этом сообщается на официальном сайте Кремля. Изменения внесены в закон «О СМИ» и КоАП. Подписанные президентом поправки были приняты Госдумой 19 марта и одобрены Советом Федерации 27 марта.
Пакет поправок вводит штрафы за изготовление или распространение продукции СМИ, содержащей мат. Для граждан штраф устанавливается от 2 тыс. до 3 тыс. рублей с конфискацией предмета правонарушения, для должностных лиц — от 5 тыс. до 20 тыс. рублей с конфискацией, для юрлиц — от 20 тыс. до 200 тыс. рублей с конфискацией предмета правонарушения. Что считать таким предметом — решать суду.
Справка SmartNews
Принятые поправки в закон «О СМИ» расширяют перечень запретов в целях недопущения злоупотребления свободой массовой информации. Теперь этот перечень дополнен словами «…и материалов, содержащих нецензурную брань». Также дополнена статья 13.21 КоАП «Нарушение порядка изготовления или распространения продукции СМИ». В ней появилась часть 3, которая устанавливает административную ответственность для граждан, должностных лиц и юрлиц за изготовление или распространение продукции СМИ, содержащей нецензурную брань.
Видео
Во время обсуждения поправок в Госдуме развернулась жаркая, хотя и цензурная, дискуссия.
Принципиально Минкомсвязи и Госдума не расходятся в отношении того, что в СМИ материться нельзя. Но у нас есть замечания к деятельности наших коллег-законодателей, которые касаются юридической точности законопроекта. Нас беспокоят два обстоятельства: первое — у нас уже есть законодательство, которое запрещает матерную ругань, а положения одного закона не должны быть в противоречии с положениями нового закона. Второе — закон говорит не только о запрете мата, но нецензурной ругани. У нас есть четкое указание Минюста, что само понятие нецензурной ругани является слишком широким, а лексическая неопределенность может стать коррупционным фактором при применении закона.
Кстати, во время обсуждения закона в Госдуме — а оно было очень активным — многие депутаты и приглашенные эксперты сомневались в необходимости принятия подобных поправок. Как правило, ответственность за публикацию (употребление в эфире) нецензурной лексики вполне осознается редакторами изданий и каналов.
Тем не менее ряд депутатов ГД от «Единой России» во главе с вице-спикером Сергеем Железняком настаивали на принятии данных поправок. Их аргументы сводились в целом к тому, что очищение экранов и страниц от непечатной лексики постепенно приведет к изменению языка их аудитории — мол, люди отвыкнут выражать свои мысли и эмоции при помощи мата. Г-н Железняк, кстати, до избрания в ГД занимал должность гендиректора крупного рекламного агентства в Москве и не понаслышке знаком с медиабизнесом.
Не очень понял, зачем вообще этот запрет. Есть СМИ, где постоянно и часто употребляется мат? Не сталкивался с такими, если честно. Взбесившийся принтер…
В федеральных СМИ нарочитое использование мата — крайне редкое явление. Собственно, если он и проскальзывает, то лишь косвенно: например, при трансляции известных роликов о падении метеорита в Чебаркуле. Правда, депутаты неоднократно говорили о том, что сталкиваются с многочисленными случаями использования мата в продукции СМИ во время предвыборных компаний в регионах: местные газеты и сайты отрабатывают заказы политиков, не скупясь на выражения.
Слово человека должно и может быть крепким и без мата. Лишь бы и сами политики энд чиновники задавали «хороший тон» — тогда станут позитивным примером для россиян.
Мне кажется, что это очень глупо. Ведь культурный человек отличается от некультурного не тем, что последний матов не знает, а тем, что он их употребляет по смыслу, для создания художественной речи.
Я, честно говоря, ничего такого слишком уж вопиюще нецензурного в СМИ как-то не видела — никогда. Если и бывают какие-то крепкие выражения — то практически всегда служат только для усиления выражения чувств или связки слов. Не попадалось никогда ничего такого, к чему можно было бы привязать такой вот закон. А сейчас — закон уже есть, вот теперь можно будет любителям сутяжничества и поцепляться к словам — и «умность» свою показать, и финансов себе ещё срубить по-лёгкому… Чушь это, а не закон — человек волен разговаривать так, как он может разговаривать, и только от его личной порядочности зависит набор слов, которые он употребит в какой-то определённой ситуации.
8 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе