Премьер-министр России Дмитрий Медведев дал интервью телеканалу Russia Today. Большинство вопросов были посвящены событиям 08.08.2008, когда Медведев, исполняя президентские полномочия, ввел войска на помощь атакованной Грузией Южной Осетии.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев в августе 2008 года до последнего надеялся, что Грузия прекратит эскалацию конфликта. В интервью телеканалу Russia Today, посвященном очередной годовщине нападения Грузии на Южную Осетию, премьер рассказал, что конфликт глубоко врезался ему в память и он уже не забудет те августовские дни.
Мне, конечно, запомнилось то, как всё начиналось, как это происходило, драматизм этой ситуации, не скрою, и, конечно, необходимость принять самое непростое в моей жизни решение. Оно действительно было самым непростым в моей жизни — и в жизни обычного человека, и в биографии молодого тогда президента, который провел на своем посту меньше 90 дней. Но так распорядилась история.
По словам премьера, все решения были приняты, а все цели, которые он тогда перед собой ставил, — достигнуты и Россия с честью вышла из этого испытания.
Как пояснил Медведев, ему перед конфликтом поступали сообщения и аналитика от профильных служб, из которых явствовало: возле границы Южной Осетии грузинская армия осуществляет какие-то передвижения, приготовления, серию вылазок.
Но с учетом того, что конфликту уже было много лет и наш миротворческий контингент там давно стоял, в общем это можно было оценивать очень по-разному. Хотя, конечно, это нас уже тогда насторожило, и определенные указания были даны. <…> Что же касается самой ночи, то действительно там были и обстрелы, и возникло уже очевидное обострение ситуации. И все-таки, что называется, до самого последнего момента я надеялся, что они остановятся.
Как вспоминает Медведев, он до последнего надеялся, что Михаилу Саакашвили и другим политическим фигурам Грузии «достанет ума не создавать тех проблем, которые они создали». По словам премьера, около часа ночи он обсудил ситуацию с главой Минобороны, министром иностранных дел и НГШ. Им стало ясно, что речь идет не просто о серии провокаций с грузинской стороны (вооруженные провокации на территории Южной Осетии и Абхазии не затихали никогда с момента разведения сторон в 1994-м. — Ред.), а о реальной агрессии.
И после этого доклада — я тоже уже неоднократно об этом говорил — мне пришлось принять это самое трудное решение, когда я вынужден был дать прямое указание начинать военные действия и открыть огонь по силам грузинских войск. <…> Еще раз говорю, это очень трудное решение, я ни одному руководителю ни одной страны мира не желаю его когда-либо принимать. И уже тем более в нашей стране.
По мнению Медведева, хотеть войны может только «очень неумный» человек и государственный деятель. Он с сожалением признал, что известный подход к войне как продолжению политики другими средствами — довольно распространенная модель поведения. Вместе с тем, добавил Медведев, еще ни одна страна не выиграла от внутреннего гражданского конфликта или от интервенции.
На генетическом уровне мы помним, что это (война). <…> Может быть, в каких-то странах это воспринимается более легковесно, особенно в тех, которые воевали на чужой территории или не воевали вовсе. Но на самом деле любой нормальный человек войны не хочет, кто бы он ни был — президент или обычный абсолютно гражданин, который не занимается политической деятельностью. <….> Везде только проблемы. Поэтому большое заблуждение считать, что при помощи войны можно добиться чего-то хорошего. Это страшное бедствие! И не дай нам бог еще раз попасть в такую ситуацию.
Медведев прокомментировал мнение о том, что Россия ставила целью в августе 2008-го свергнуть Саакашвили или даже казнить. По его словам, Россия тогда ставила цель провести на Кавказе операцию по принуждению к миру, а не свергнуть или казнить президента Грузии Михаила Саакашвили, поскольку его судьбу должен решать сам грузинский народ. «Я никогда не давал как Верховный главнокомандующий установку зайти в Тбилиси, поменять там политический режим и казнить Саакашвили. Потому что мы не воевали с Грузией. Нам нужно было обеспечить интересы России. Его личная судьба меня никогда не интересовала», — заявил Медведев.
Это не война между государствами и уж тем более не война между народом России и грузинским народом. Это операция по понуждению к миру. У нее были абсолютно локальные цели. Мы должны были разоружить противника до такой степени, чтобы он перестал истреблять людей. Это была основная цель. <…> Мы изначально не преследовали цели смены режима, даже несмотря на то что господин Саакашвили по понятным причинам является для меня и для моих коллег абсолютно нерукопожатным лицом. И я считаю его военным преступником. Тем не менее мы считали и считаем, что народ должен разбираться со своими правителями.
В интервью телеканалу Russia Today Медведев согласился с мнением корреспондента, что Запад часто намеренно толкает целые народы к точке невозврата, когда конфликтующие стороны никакими способами нельзя усадить за стол переговоров.
Видео
Наши западные партнеры подчас ведут себя как слон в посудной лавке. Залезают, все громят внутри, а потом не понимают, что с этим делать. И я иногда поражаюсь их аналитикам и той несогласованности в проектах, которые они продвигают через свое руководство, и последующим результатам. <…> Если говорить прямо, что хорошего принесла арабская весна арабскому миру? Свободу? Только отчасти. В значительном количестве государств это бесконечные кровопролитные стычки, смены режимов, бесконечные волнения. Поэтому здесь у меня тоже никаких иллюзий нет.
Как полагает премьер России, новое руководство Грузии при соответствующем понимании народов Грузии, Абхазии и Южной Осетии вполне может сделать так, что эти три страны будут жить в мире. Эти народы сами решат, нужно ли им восстановление отношений и в какой форме, а Россия не станет им мешать. «Но мы, конечно, будем защищать национальные интересы России», — сказал Медведев.
Надеяться, что у Саакашвили «хватит ума» это, мягко говоря, оптимистично. Вообще странам-соседям не стоит устраивать конфликты и доводить дело до жертв, всегда можно прийти к согласию путем переговоров, но для этого необходим правильный человек у руля страны.
Все правильно сделал Медведев, и по поводу провокация запада я полностью согласен, не стоит на них поддаваться.
9 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе