Депутаты и судейский корпус выступили с совместной инициативой: они предлагают декриминализовать — вывести из-под уголовной ответственности — тех, кто совершил нетяжкое преступление впервые. Как заявил депутат Павел Крашенинников, их деяния надо рассматривать как административные правонарушения. Предложение Госдумы и судей продолжает политику смягчения карательной составляющей Уголовного кодекса России, начатую премьер-министром Дмитрием Медведевым во время исполнения президентских полномочий.
О том, что надо войти в положение тех людей, которые впервые совершили нетяжкое уголовное преступление, заявили одновременно глава комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников и председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев.
Я против того, чтобы криминализовать все и вся. У нас неотвратимость наказания должна работать. Но если есть возможность и для общества это не будет опасным перевести в административную плоскость нетяжкие преступления, совершенные впервые, я — за.
Крашенинников сказал, что в Советском Союзе была такая практика.
Мы от нее отказались. Тогда посчитали, что тяжесть от того, что один раз совершил преступление или два раза, она какая была, такая и есть, потерпевшему от этого не легче. Потому что нам надо думать не только о тех, кто совершил, но и о тех, кто пострадал.
В свою очередь, Лебедев сказал, что хочет заявить на проходящем в Москве Всероссийском съезде судей о необходимости подготовить новую концепцию уголовной политики. В частности, он считает, что в рамках либерализации уголовного законодательства надо прекратить портить жизнь тем, кто впервые совершает нетяжкое преступление.
Ведь за подобные преступления предусмотрено альтернативное наказание — от лишения свободы на срок до трех лет до штрафа и исправительных работ. Как правило, обвиняемые по таким делам приговариваются к наказаниям, не связанным с лишением свободы, но полученная ими нередко по глупости первая судимость закрывает в дальнейшем возможность трудоустроиться на престижную работу, получить визы во многие страны и налагает на них целый ряд других ограничений, что не предусмотрено наказанием в административном порядке. С другой стороны, процедура административной ответственности более простая как для следственных органов, так и для суда, что позволит высвободить кадровые и финансовые ресурсы.
В первую очередь, надо думать о тех, кто пострадал, а не о тех, кто совершил преступление.
Чего вы так встрепенулись? Сколько кухонных бойцов получают УГОЛОВНЫЕ судимости? Масса. У нас ведь как: кто первый до мусарни добежал, — тот и прав. С девушкой/женой поругался, немного поскандалили. Смотришь, а на тебя уже благоверная заяву накатала. Да-да, с теми самыми гематомами и сотрясениями мозгов. И диагноз этот определяют с помощью третьей судебно-медецинской экспертизы через 2-3 месяца. Первые две показывают что вреда здоровью нет. А в третьей оно откуда-то нарисовывается.. И вот судят тебя. Да штраф, да не лишение свободы. Моральный выплатишь (5 рублей). А в документиках-то судим значится. Так что правильно, все на уровне административного нарушения пусть будет.
Справка SmartNews
Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы. Это, например, незначительные кражи, мошенничества, уничтожение или повреждение имущества умышленно либо по неосторожности. Кроме того, преступлениями небольшой тяжести являются вандализм, побои, истязание без отягчающих обстоятельств, нецелевое расходование бюджетных средств без отягчающих обстоятельств. Дмитрий Медведев во время своего президентства сделал многое для гуманизации уголовного законодательства. Например, в Уголовном кодексе появилась статья о том, что можно освободить от уголовной ответственности человека, впервые совершившего экономическое преступление, если он возместил ущерб и перечислил в бюджет в пять раз больше денег, чем украл. При этом из Уголовного кодекса исчезла статья, карающая за оскорбление.
Гуманизацию уголовного законодательства обсуждают разные специалисты. Своим мнением поделился генерал-майор милиции в отставке Владимир Овчинников.
24 комментария к материалу.