Вице-спикер Госдумы от «Единой России» Сергей Неверов предложил публиковать на сайте нижней палаты парламента все запросы депутатов, чтобы избегать лоббирования. Для этого придется менять закон «О статусе депутата Госдумы и члена Совета Федерации». В случае принятия поправка уничтожит давний лоббистский бизнес депутатов — торговлю запросами.
«Необходимо сделать так, чтобы каждый смог зайти на сайт Госдумы и беспрепятственно увидеть, какой депутат в какие органы и с какими вопросами обращается. Тогда ни у кого не возникнет сомнений, защищает ли тот или иной народный избранник интересы людей либо решает проблемы структур, в которые сам входит или тем более возглавляет. Пусть люди видят, кто и чем занимается в парламенте, и дают этим действиям свои оценки. Это снимет очень многие вопросы», ― подчеркнул Неверов.
Видео
Технически выполнить такую задачу несложно: надо фиксировать на персональных страницах депутатов Госдумы их запросы так же, как уже давно фиксируются внесенные ими законопроекты и поправки. Если будет реализована инициатива «электронного парламента», размещенные депутатами запросы будут сразу же уходить в электронном виде на сайты тех государственных органов, которым они предназначены.
Инициатива Сергея Неверова связана с ситуацией, сложившейся в последние две недели вокруг Госдумы: день за днем появляются все новые и новые свидетельства, что депутаты не желают отдавать свой бизнес в другие руки даже после избрания. А многие попросту используют свои полномочия и неприкосновенность для защиты этого самого бизнеса.
― Считаю эту инициативу абсолютно правильной и давно назревшей. Ее нужно реализовать как можно быстрее. Зачастую у людей складывается мнение, что депутатские запросы являются инструментом для отстаивания личных интересов и даже могут приводить к коррупционным схемам. Чтобы этого представления избежать, необходимо сделать открытым доступ к подобного рода документам. Тем более что депутатский запрос ― это вещь конкретная, и предложенный механизм открытия всех запросов создаст большую открытость и прозрачность в деятельности как самой Государственной думы, так и тех организаций, в которые депутаты направляют эти запросы. В общественном мнении эта инициатива имеет все шансы на поддержку.
Так, два вице-спикера Госдумы ― единоросс Сергей Железняк и либерал-демократ Игорь Лебедев ― на днях направили запрос в Генпрокуратуру для проверки и правовой оценки действий своего коллеги из КПРФ Анатолия Локотя. По данным Железняка, Локоть, будучи депутатом Госдумы, «активно лоббировал интересы некоммерческого партнерства “Сибирский федеральный оздоровительный центр” и требовал от руководства Федеральной службы по аккредитации предоставить возможность приоритетной регистрации его структуры».
Впрочем, некоторые СМИ уже написали, что таким образом единороссы мстят новосибирской организации КПРФ, которую возглавляет Локоть, за необычайно высокий процент на выборах в декабре 2011 года и пытаются выбить из фракции компартии одного из самых активных ее трибунов. Возникает вопрос и о роли Росаккредитации в этой истории — ведомство, по оценке экспертов, действительно сильно затянуло аккредитацию НК против прописанных в законе сроков.
Видео
Но непроясненные моменты в истории с Локотем не отменяют главного — предложение вице-спикера Неверова в корне подорвет налаженный бизнес, которым занимаются многие депутаты, их помощники и сотрудники аппарата Госдумы. Запрос парламентария — довольно мощное оружие, которым пользуются в совершенно различных ситуациях. Вовремя направленный запрос в органы власти (особенно региональные или местные) может не только остановить рейдерский захват предприятия, протолкнуть принятие решения чиновниками, остановить вал проверок бизнеса, повлиять на местный избирком, но и смягчить, например, позицию прокуратуры или суда по какому-либо уголовному делу.
Правда, случаев изменения меры пресечения или оправдания подсудимых после получения судьей запроса депутата Госдумы в последние годы не было. Но вот значительно снизить назначенный преступнику срок депутатам удавалось не раз. Соответственно, цена депутатского запроса может колебаться от 1 до 50 тыс. долларов — в зависимости от обстоятельств решаемого вопроса и уровня, на который этот запрос пойдет.
Господа! Вам же русским языком разъяснили, что депутатский запрос никак не может повлиять на работу правоохранительных органов: нет у отдельного депутата никакой власти над судьями, прокурорами, следователями, дознавателями и даже участковыми милиционерами. Госдума РФ может влиять на них только путём принятия законов, но и они должны быть одобрены Советом Федерации РФ, а потом подписаны и опубликованы Президентом РФ. Нужны или нет депутаты – другой вопрос…
«Профессиональный» подход к депутатским запросам может просто парализовать работу госоргана. Так, к примеру, в прошлом созыве один из думцев посылал в месяц порядка 50 запросов в мэрию крупного уральского города. Сотрудники мэрии сбились с ног, переворачивая архивы и текущие бумаги, так как депутата интересовало буквально все. На выборах, прошедших через полгода, «искатель истины» свалил мэра и его команду. Это не единичный случай.
Дороже всего стоит запрос губернатору, в СК РФ или Генпрокуратуру. По закону депутат может написать запрос и в администрацию президента, правительство, даже в Конституционный суд, однако на практике лоббирование в этих структурах происходит по-другому.
Впрочем, существует еще и запрос Госдумы, который инициируется депутатами и выносится на обсуждение всей палаты. Это неизмеримо больший лоббистский ресурс, и стоить он может астрономическую сумму.
В этом году закончила университет и ищу хорошую работу. Два высших образования, 3 года на должности управляющего персоналом. Есть желание и потенциал, ответственна и приятная внешность. Уважаемый депутат, обязуюсь быть хорошей помощницей)) 8-926-ХХХХХХ
В роли «решальщиков» обычно выступают доверенные помощники депутатов. Так, в 2010 году в Москве при передаче взятки в 70 тыс. долларов был задержан помощник одного из федеральных парламентариев Виктор Сохацкий. При дознании выяснилось, что деньги он требовал за организацию запроса в правоохранительные органы с требованием прекратить проверку финансово-хозяйственной деятельности одного из московских развлекательных клубов.
За год до этого на продаже депутатских запросов попался помощник одного из членов фракции ЛДПР, который поставил бизнес на широкую ногу. Однако в подобных случаях доказать вину депутата в лоббизме невозможно: он всегда может заявить, что помощник написал фиктивный запрос на его депутатском бланке и поставил под ним собственную подпись.
1 комментарий к материалу.