В правительстве идет разработка законопроекта, который простимулирует переход работодателей на систему корпоративных пенсий. Приоритетом станет снижение налоговой нагрузки на этот вид пенсий и увеличение тарифов страховых взносов.
В ходе активной работы над пенсионной реформой в правительстве РФ появляются новые идеи относительно обеспечения максимально комфортной старости гражданам России. На этот раз вектор интереса повернулся в сторону сегмента корпоративных пенсий, которыми хотят заинтересовать работодателей.
Нужны новые налоговые режимы, которые будут поддерживать развитие корпоративных пенсий. Сейчас с корпоративной пенсии взимается НДФЛ, а с государственной пенсии нет. Такие издержки нашего законодательства, такие явные несоответствия должны быть убраны для того, чтобы работодателей поставить в равное условие с государством по пенсионному обеспечению.
То, что руководству компаний могут быть интересны корпоративные пенсии, не пустые слова. По мнению экспертов, с помощью такого рычага работодатели будут не только получать конкурентные преимущества на рынке труда, но и приобретать дополнительные инструменты удержания персонала, в том числе высококвалифицированных и дефицитных кадров.
― Добровольное участие работодателя в софинансировании пенсионных накоплений граждан и формирование для своих работников дополнительных пенсий становится частью системы мотивации, кадровой культуры, системы управления персоналом на предприятии.
Сегодня благодаря гибкости законодательства существует множество вариантов формирования корпоративных пенсий. К примеру, нередка так называемая однопроцентная схема, когда работодатель отчисляет в пенсионный фонд (или в страховую компанию, с которой у него подписан договор) 1% от заработной платы сотрудника. При этом деньги могут либо удерживаться из зарплаты, либо начисляться сверх нее. Как правило, такой вариант корпоративной пенсии подразумевает, что работник не уйдет из компании в течение пяти лет, в случае же досрочного увольнения накопленные взносы за ним не сохранятся, а вернутся к работодателю. В итоге человек, добросовестно работающий в одной или нескольких компаниях, будет путешествовать по жизни с неким виртуальным кошельком корпоративных пенсионных накоплений, которые после достижения пенсионного возраста будут просуммированы с остальными частями пенсии и позволят обеспечить ему достойную старость. Предполагается, что размер отчислений может варьироваться с учетом квалификации персонала.
Корпоративная программа должна быть дифференцирована в зависимости от специфики рабочего места и профессии, должности, стажа и заработка сотрудника.
На прошлой неделе законопроект о введении дополнительного тарифа страховых взносов для работодателей, чьи работники трудятся во вредных и опасных условиях труда, внесен в Госдуму. В нем профессии и должности поделены на два списка. В первый предполагается включить людей, занятых на подземных работах и на производстве с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, а во второй – с вредными и тяжелыми условиями. При этом работодателям будет рекомендовано в 2013 году увеличить тариф страховых взносов по первому списку на 4%, а по второму – на 2%. Что касается долгосрочной перспективы, то к 2015 эти доптарифы должны будут вырасти до 9% и 6% соответственно.
Ключевая задача стратегии в том, что мы не должны ущемить права тех, кто уже заработал и начал зарабатывать права по досрочным инструкциям и по соответствующим спискам. Но вместе с тем, полагаем, что мы должны изыскать соответствующие источники, которые могли бы покрывать эти обязательства. Это тоже предложения законопроекта, которые уже внесен в Госдуму. С 1 января 2013 года предложен дополнительный тариф страховых взносов на рабочие места по спискам 1 и 2.
В настоящее время в системе корпоративных пенсий добровольно участвуют 8 млн человек. Однако, по мнению экспертов, введение нового налогового режима и увеличение тарифов страховых взносов позволит привлечь в эту систему еще не менее 17 млн человек в самое ближайшее время. В этом случае к расчетному 2023 году средний размер пенсий сможет достичь отметки 24 тыс. рублей, что значительно больше сегодняшних 9,7 тысячи.
― К сожалению, пенсионное законодательство в рассматриваемой области далеко от совершенства. В настоящее время корпоративные пенсионные программы правовыми актами практически не регулируются. Само это понятие отсутствует как в пенсионном, так и в трудовом законодательстве. Руководство организации может как учредить пенсионную программу, так и свернуть ее в любой момент. При этом оно не будет нести никакой ответственности перед работниками за прекращение пенсионной программы.
― Считаю, что каждый руководитель должен не только отвечать за показатели трудовой деятельности, но также на него возложена и высокая ответственность за свой коллектив. Для меня очень важно и небезразлично, чтобы не только сейчас работники нашего коллектива жили достойно, но и, закончив трудовую деятельность, могли рассчитывать на безбедное существование. Мы сотрудничаем с «Доверием» уже пять лет и выражаем надежду на то, что наш опыт сотрудничества с НПФ «Доверие» будет полезен для всех руководителей предприятий области. Сегодня более 160 сотрудников получают дополнительную корпоративную пенсию от предприятия через фонд «Доверие». В среднем получается неплохая прибавка к государственной пенсии.
Благодарим Вас за то, что нам выплачивается негосударственная пенсия, это поддержка к пенсии хоть и небольшая, но на молоко и хлеб хватает. Хотелось бы чтобы эта сумма была несколько повыше.