Северный путь. В России выбирают новую морскую столицу

Архангельск
7
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: ИТАР-ТАСС

В Архангельске местные чиновники борются за право разместить штаб Северного морского пути в своем городе. По экономическим соображениям лучшим кандидатом считается Мурманск. Также обсуждаются Санкт-Петербург и Москва. Окончательно вопрос должен быть решен уже в ближайшие дни — закон о национальной транспортной магистрали вступит в силу в конце января 2013 года. Севморпуть — кратчайшая трасса между Европой и Дальним Востоком. Граждане считают, что чиновники не заинтересованы в развитии инфраструктуры, а лишь хотят получить финансирование.

Решение о том, где же будет образована Администрация Северного морского пути, должно быть принято на днях. Среди городов-кандидатов — Архангельск, Мурманск, Санкт-Петербург, Москва, порт Тикси. Администрация будет обладать широкими полномочиями и, что немаловажно для региона, доступом к значительному финансированию из федерального бюджета. На развитие Арктики до 2020 года будет потрачено порядка 180 млрд рублей.

В Архангельске местные чиновники борются за право разместить администрацию именно в своем городе — ведь в пользу такого варианта говорят исторические аргументы. Именно в Архангельске до конца 1960-х годов располагалась организация с аналогичными функциями. Она включала в себя также полярные станции, полярную авиацию, гидрометеослужбу, вопросы снабжения, навигационного обеспечения. Позже была разделена на разные ведомства.

Более веские аргументы — экономические — говорят в пользу Мурманска. Это незамерзающий порт с низкими портовыми сборами, наиболее развитой в настоящее время инфраструктурой и сильным политическим лобби.

Закон о создании федерального государственного учреждения «Администрация Северного морского пути» президент России Владимир Путин подписал еще 30 июля 2012 года, но до сих пор регион для этого не выбран. 

Тарифы за ледокольные услуги по СМП будут регулироваться государством путем установки предельного размера тарифа, что позволит оператору атомных ледоколов — ФГУП «Атомфлот» гибко реагировать на конъюнктуру рынка. С ростом интенсивности судоходства по арктическим трассам размер тарифов за ледокольные услуги будет снижаться.

Справка SmartNews

Северный морской путь — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком. Ему присвоен статус национальной транспортной магистрали. Севморпуть проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Альтернатива Северному морскому пути — транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Однако если, например, расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал, составляет 12 840 морских миль, то Северным морским путем — только 5770 морских миль.

Я поэтому и обхожу этот вопрос, поскольку не было реального решения… есть несколько заявок, несколько регионов, которые хотели бы разместить у себя администрацию Севморпути. По закону у этой администрации очень широкие полномочия.

Сергей Аристов, заместитель министра транспорта РФ для SmartNews
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: ИТАР-ТАСС

Надежду, что администрация расположится именно в Архангельске, специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров выражал еще на Втором арктическом форуме в сентябре 2011 года и повторил в сентябре 2012 года.

Впрочем, глава администрации президента России Сергей Иванов заявил, что Администрация Северного морского пути будет открыта в Москве. По его словам, еще два региональных представительства будут располагаться в Мурманске и Певеке.

Всё очень просто, каждый на себя тянет одеяло. Мурманск тоже тянет…

В декабре 2012 года Чилингаров был уже не так уверен, что его надежда оправдается, и сказал, что президент дал поручение изучить Архангельск как возможное место для работы администрации Севморпути, но решения по этому вопросу пока нет.

— Претендентами на то, чтобы стать базой для администрации Севморпути, можно считать не только Москву и Санкт-Петербург, но и Архангельск и Мурманск, и порт Тикси, и даже другие порты, расположенные вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Но ситуация такова, что даже если администрация будет образована не в Москве, то вряд ли в тот город переместятся все структуры, занимающиеся контролем движения по этой трассе. Сегодня в составе Федерального агентства морского и речного транспорта фактически есть эта администрация, но в качестве отдела. Конечно, можно переместить подразделение в другой город, как Военно-морской флот из Москвы в Санкт-Петербург, но при условии, если региональные власти пойдут на эти затраты. Скорее всего, администрация останется в Москве, но отдельные функции будут переданы Мурманску или Архангельску. Но в полном объеме эту управленческую структуру вряд ли передадут.

С тех пор вопрос находится в стадии обсуждения с главами регионов. Тем временем Совкомфлот обещает показательно провести атомным ледоколом крупный танкер из Мурманска в один из портов Юго-Восточной Азии.

В 2012 году по Севморпути было перевезено 1,2 млн т грузов. Впрочем, по оценкам экспертов, рентабельным путь станет только в том случае, если увеличит оборот в 7 раз. Отсутствие органа, регулирующего движение судов по Севморпути, сказывается на объемах грузов, транспортируемых по национальной трассе. На сегодняшний день большая часть товаров идет через Суэцкий канал.

Северный морской путь уступает конкуренту по стоимости перевозок — при пересчете на одну тонну использование арктического коридора дороже на 30%. Коммерчески выгодными транспортные перевозки по Севморпути станут при условии снижения тарифов прохождения судов и полной их загруженности во время пути назад.

Кто эти проекты в Москве продвигать будет? В отличии от Мурманска и Питера у нас в столице нет своего политического тяжеловеса к которому могли бы прислушаться.

Опыт подобной реорганизации уже был, так, в 1930-е годы ЦНИИМОД был волевым решением перемещен в Архангельск и прижился. Второй пример — это организация в Архангельске арктических экспедиций. Именно отсюда отправилась экспедиция по выводу из ледового плена после 812-дневного дрейфа ледокола «Георгий Седов».

Видео

да и нет никаких перспектив у архморпорта,с его замерзающими портами экономия и бакарица…все грузы в питер уходят и мурманск..плюс гигантские ледовые сборы…каюк порту…

Но больше всего потряс Чилингаров «В свою очередь специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров подчеркнул, что полярники всегда считали Петербург мировой арктической столицей». А во время поездок к нам совсем другое поёт.

Автор

Ирина Синюкова

Над статьей работали

Наталья Гребнева, ponomarev.roman@gmail.com

6 комментариев к материалу.

Валентина Клеменко 10 декабря 2012, 10:37

Не вижу причин делать Архангельск морской столицей - это так же глупо, как перспектива разместить администрацию морфлота в Москве. Мурманск с этой точки зрения - оптимальный вариант.

Виталий Яровой 10 декабря 2012, 11:23

Действительно, если Мурманск - незамерзающий порт, то все козыри в их руках. Вопрос только в том, переместят ли туда соответствующие структуры. Затраты на это будут очень велики.

Станислав Захаркин 10 декабря 2012, 12:17

Очередные переделки бюджета. Еще подерутся между собой) Интересно, почему в 60-х годах с Архангельска сняли полномочия подобного центра. В любом случае, наиболее выгодное положение, даже с географической точки зрения, у Мурманска.

Ярослава Ковалева 10 декабря 2012, 19:17

Тут вопрос не в городе, а в лидере, который сможет профессионально этим управлять. Регионам нечего бороться. Это же не конкурс "Лучший из лучших". Специалисты должны взвесить все реальные за и против. И, думаю, они это уже сделали.

Семен Оношкин 10 декабря 2012, 20:27

Странно, что национальную транспортную магистраль начали так остро обсуждать только сейчас. Что же они тормозят? Это же стратегически важный вопрос. Что бы развиваться в этом направлении нужна не абы какая слаженность.

хаха Хахаха 11 декабря 2012, 00:53

Полагаю, это это сугубо специальный материал и подлежит обсуждению на страницах профессиональных изданий. И вряд-ли его надо было выносить для всенародного обсуждения.

Добавить комментарий

Новое на сайте