В самом центре Варшавы, по адресу ul. Próna, 14 (это бывшее еврейское гетто), до 24 февраля 2013 года будет экспонироваться скульптура молящегося Гитлера скандально известного итальянского художника Маурицио Каттелана.
Среди прочих работ итальянского художника-самоучки Маурицио Каттелана, которые экспонируются в варшавском Центре современного искусства в рамках открывшейся на минувшей неделе выставки, можно увидеть и скульптуру молящегося… Адольфа Гитлера. Скульптура называется просто — «Он». Охраняемую 24 часа в сутки статую можно лицезреть только со спины в арке старого заброшенного пятиэтажного дома. Да и сама арка закрыта глухими воротами, в которых оставлено только небольшое окошко — «для особо любознательных».
Видео
Дом, расположенный по адресу ul. Prónа, 14, является частью мемориала в память евреев, истребленных во время Второй мировой войны. Ежедневно сюда приходят сотни туристов со всего мира, в основном из Израиля и США. Как рассказали организаторы выставки, самая скандальная работа Каттелана была вынесена за пределы Уяздовского замка, где находится основная часть экспозиции, и поставлена посреди бывшего еврейского гетто по просьбе самого художника.
Куратор варшавской выставки Каттелана Юстина Веселовская рассказала журналистам, что это «одно из величайших событий в культурной жизни не только Варшавы, но и всей Польши» и что синьор Каттелан никогда не соглашается экспонировать более двух своих шедевров одновременно. По словам Веселовской, все музеи и арт-галереи в мире, в сущности, мечтают о том, чтобы показать у себя хотя бы одного Каттелана, а в Уяздовском замке их целых восемь. Что касается желания художника выставить скульптуру именно здесь, вне стен замка, оно объясняется исключительно уважением Каттелана к этому месту и полной трагизма истории польских евреев.
Для меня хороший вкус, как и вообще вкус, — это забота мороженщика. Искусство пусто и прозрачно. Я никогда не сделал ничего более провокативного и жестокого, чем то, что я вижу каждый день вокруг. Я всего лишь губка. Или репродуктор.
Жители Варшавы приходят посмотреть на Гитлера большей частью, из любопытства. Скажем, явно не слышавший о выставке Каттелана пожилой мужчина неуверенно комментирует: «Вроде бы на коленях стоит. Значит, исповедуется. Бедный ребенок, что-нибудь натворил…» Узнав, кто перед ним стоит на коленях, восклицает: «Курва мать, Гитлер!» — и сразу же удаляется. «А за кого здесь молится этот ребенок?— спрашивает проходящая мимо пани. — Возможно, за упокой души тех, кто жил в этом доме накануне войны?» Услышав «Гитлер», она преображается: «У него нет права просить прощения!» Подошедший молодой человек тоже говорит, что у мальца жалкий вид, что он просит за что-то прощения, — и он также меняется в лице, когда ему показывают фото: «Черт побери! Лично мне не нравится, когда Гитлера используют в искусстве».
Две пожилые варшавянки, наоборот, специально пришли к воротам на Пружной, чтобы посмотреть на Гитлера. «А разве настоящий Гитлер был способен просить прощения, — недоумевают они, — разве он был способен на покаяние?» В это время к воротам подходит группа американских туристов: поляк-экскурсовод рассказывает им про гетто, а стоящий рядом охранник предлагает заглянуть сквозь решетку: «Посмотрите, там скульптура, ее создал итальянский художник, она из воска». — «О, это ребенок, он молится перед алтарем! — начинают наперебой галдеть американцы. — Может, он ждет своих папу и маму? Или не может выйти оттуда? Его закрыли! Бедный мальчик! Это маленький еврей, да? Здесь ведь в войну было гетто». Услышав, что это Гитлер, туристы оправдываются: «Гитлер стоит на коленях, его руки сложены как для молитвы, он явно просит у евреев прощения. И место для этого выбрано самое подходящее, да?»
Справка SmartNews
Маурицио Каттелан — художник-самоучка, в разное время работал охранником, поваром, садовником, занимался изготовлением мебели. Скульптура «Он» далеко не первая из работ Каттелана, шокировавших публику. Одна из самых известных его инсталляций «Час девятый» (скульптура изображает папу римского, поверженного метеоритом) была продана на аукционе Christie's за 800 тыс. долларов.
Скульптура коленопреклоненного Гитлера была сделана для выставки в мюнхенском Доме искусств, выстроенном еще при живом фюрере специально для нацистских выставок. А что может быть более нацистского, чем Гитлер? Да, в исполнении Каттелана бесноватый фюрер жалок и даже смешон, более того, у него тело ребенка (правда, его детский облик — это еще и напоминание о том, что он может вырасти). Да, Гитлер — чудовище, но чудовище карнавальное, он совсем не страшен в коленопреклоненной позе: он то ли молится, то ли просит прощения. То есть Гитлер у Каттелана самым парадоксальным образом представляет собой воплощение зла и искупления одновременно.
— Каттелан — провокатор, он всегда препятствует кружению на месте и действует, никак не потворствуя вкусам публики. Его произведения не имеют ничего общего с политкорректностью. Все они дают неожиданный и критический, ироничный и резкий ответ на проблемы окружающей действительности. Его произведения — сейсмографические события, двусмысленным и часто абсурдным образом указывающие на экономические, политические и идеологические модели, структурирующие собой мир (как художественный, так и социальный).
У простых любителей современного искусства Каттелан и его работы вызывают противоречивые эмоции, чего он, впрочем, и добивается.
Меня поразили его работы! Все уже привыкли к обыденным фотоснимкам и картинам, поэтому для многих его творения непонятны…
Да, это шокирует и вызывает порицание, но автор именно такого отношения и добивается. Не может сделать ничего, вызывающего восхищение, вот и делает ставку на протест и ужас зрителей — тоже отличный резонанс и сильные эмоции.
Господа! Формы самовыражения современных художников многообразны и далеко не всем нам, обывателям,понятны….но не стоит подвергать сомнению их право быть в искусстве и удивлять нас, да и нам не мешало бы расширить рамки восприятия…
5 комментариев к материалу.