В администрации президента обрисовали темы, которым была посвящена переписка Владимира Путина и Барака Обамы. Основными были две: обсуждение ситуации с ПРО в Европе и проблемы Сирии. В Кремле также рассказали, что этим и другим вопросам будут посвящены две встречи президентов России и США — в июне и сентябре, до саммита G20 в Петербурге.
Как заявил в пятницу помощник президента, курирующий подготовку международных встреч, Юрий Ушаков, президент Владимир Путин дважды встретится с Бараком Обамой до конца сентября. Соответственно, первая встреча пройдет в Северной Ирландии, во время июньского саммита «восьмерки», вторая — в России, но точное место проведения вторых переговоров пока не определено.
Первая встреча будет в Лохерне в июне в привязке к «восьмерке», а затем состоится в сентябре, начале сентября, визит Обамы.
Также Ушаков раскрыл секрет, чему именно было посвящено послание Путина, переданное Обаме главой Совбеза РФ Николаем Патрушевым 22 мая. Ранее СМИ высказывали разные предположения: от пояснений позиции России по ПРО и сирийскому вопросу до оценки вмешательства конгресса США во внутрироссийские дела (публикация «списка Магнитского». — Ред.). Также он сообщил, что продолжения переписки между президентами на этот раз не будет.
Ответное послание президента РФ Владимира Путина американскому коллеге Бараку Обаме содержит оценки Москвы относительно проблем ПРО, Сирии, Ирана, Кореи и охватывает некоторые другие проблемы. Естественно, дается наша оценка ситуации с американскими планами по ПРО, и эта оценка по многим компонентам расходится с американским видением этой проблемы. Будет контакт президентов в Северной Ирландии, и я не исключаю, что, может быть, будет и телефонный разговор в преддверии этого. Мы получили достаточно обстоятельное послание и не менее, а может быть, более обстоятельное направили в Вашингтон. Так что читать есть что. Письменно ответили, теперь будет «разговорный жанр».
Как пояснил чиновник администрации, на июньской встрече на полях саммита G8 Путиным и Обамой будут обсуждаться многие темы, в том числе и проблема ПРО, и вопрос Сирии, и многое другое.
Идет процесс согласования решений, которые могут быть объявлены в Лохерне в июне… Что я могу, только сказать, в том числе обсуждаются форматы дальнейшего политического и торгово-экономического сотрудничества. Тема ПРО будет обсуждаться несомненно, если мы говорим про дискуссию между президентами, эту тему, наверное, не обойти. Я не могу предположить, что будет в Лохерне договоренность по ПРО.
Детали послания также раскрыл секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев в интервью газете «Коммерсантъ», опубликованном 25 мая.
Этот документ отражает видение руководства РФ пути построения дальнейшего диалога и совместной работы по общим вызовам и угрозам. Основная идея заключается в необходимости укрепления и всестороннего развития российско-американских отношений, расширения честного и основанного на взаимном доверии диалога между нашими странами в самых различных областях. Президент РФ подчеркивает, что сегодня как никогда востребованы конкретные дела, улучшающие атмосферу диалога, а также недопущение появления новых раздражителей, негативно влияющих на наши отношения.
Патрушев также признал, что по вопросу противоракетной обороны сторонам «пока не удалось выйти на взаимоприемлемые решения». Он сообщил, что Владимир Путин дал поручение разработать ряд предложений по спорным моментам, которые будут представлены американской стороне в ближайшее время.
По данным вопросам нам пока не удалось выйти на взаимоприемлемые решения. Президент России дал поручение разработать наши предложения по целому ряду спорных моментов, которые будут представлены американской стороне. Полагаю, что продолжающийся интенсивный диалог по данному вопросу будет способствовать достижению конкретных договоренностей.
Справка SmartNews
Согласование позиций России и Америки по вопросу третьего позиционного района ПРО США («ЕвроПРО») идет с 2009 года. Стороны до сих пор не могут прийти к общему мнению, какой должна быть архитектура противоракетной безопасности в Европе. Россия настаивает на своем участии в создаваемой США и НАТО системе противоракетной обороны и по крайней мере требует гарантий, что эта система не будет направлена против нее. США не готовы дать такие гарантии, как и связать свою противоракетную систему со страной, не являющейся членом НАТО.
Как неоднократно заявляли российские дипломаты и представители Минобороны, Россия ждет от США если не приглашения участвовать в создании «крепости Европа», то ясных и четких технических критериев безопасности ПРО для нашей территории и юридических гарантий. Последние демократы из администрации Обамы и готовы бы были дать, но не могут по политическим причинам: новый договор по ПРО свяжет им руки внутри собственной страны и сделает их мишенью для критики со стороны республиканцев.
6 комментариев к материалу.