Личность знаменитой и таинственной Моны Лизы с портрета Леонардо да Винчи исследователи пытались установить многие десятилетия. Архангельский фотохудожник Николай Чесноков выдвинул новую сенсационную версию — Джоконда была куртизанкой. Автор предположения сегодня презентовал в Архангельске книгу «Джоконда. Тайна гения и куртизанки», где документально подтвердил свою точку зрения. Специалисты уверены: книга перевернет традиционный взгляд на картину.
До сих пор считалось, что на знаменитом портрете Леонардо да Винчи «Джоконда» изображена супруга торговца шелком Лиза дель Джокондо. Открытие архангельского фотохудожника Николая Чеснокова эту версию пошатнуло. Автор не только делает смелое заявление, но и подтверждает его документально. В Архангельске Чесноков сегодня презентует книгу, в которой он подробно описал все детали своего исторического расследования. Материал для книги фотохудожник собирал более 30 лет, с юности.
Версия биографа итальянских художников Вазари о том, что Джоконда была женой флорентийца по имени Франческо дель Джокондо, — ошибочна. Это сейчас основная версия о происхождении Джоконды. Но существует исторический документ — путевой дневник секретаря Антонио Беатиса, где говорится, что портрет заказал Джулиано Медичи, а вовсе не Франческо Джокондо. Это заставило меня искать истину.
Открытие российского исследователя взбудоражило Италию. Читателям эта история предстает в самых подробных деталях, и сопровождается она иллюстрациями и фотокопиями картин из музеев Флоренции, Рима, Неаполя, Дрездена, Парижа, Роттердама и фотографиями исторических мест Италии. Гипотеза о том, что Джоконда — вовсе не супруга флорентийского торговца, а куртизанка, выдвигается впервые.
О том, кто была та женщина, портрет которой написал Леонардо да Винчи, спорят не первую сотню лет. Существует множество версий: что это Катерина Сфорца, незаконная дочь миланского герцога Галеаццо Сфорцы, что это Изабелла Арагонская, герцогиня Миланская, или герцогиня Костанца д´Авалос, портрет матери художника или даже автопортрет Леонардо…
Видео
Можно не сомневаться, что содержащийся в книге материал — громкая сенсация нашего века! Судьба ее была трагичной, об этом повествуют исторические документы, найденные Чесноковым. В книге ставится точка в затянувшемся на века поиске героини гениального шедевра Леонардо да Винчи.
Само появление этой книги в Архангельске — это событие на грани помешательства. Некоторые люди делают просто немыслимые вещи!
Николай Чесноков побывал во Флоренции и услышал от экскурсовода имя доминиканского монаха-архитектора Джованни Джокондо — и стал искать в этом направлении. Оказалось, что монах имеет прямое отношение к полотну да Винчи. Изучая летопись жизни этого монаха, архангельский фотохудожник понял, что Мона Лиза — его незаконнорожденная дочь. В то время это была популярная куртизанка и модель, ее портреты часто писали ученики мастерской Леонардо.
Ранее утверждалось, что личность Моны Лизы установлена наверняка.
Видео
Автор нашел исторический документ и даже изображения новорожденной Лизы Джоконды. Найденные документы позволили архангельскому фотохудожнику подробно узнать о ее талантливом отце — архитекторе, строителе, художнике, археологе, антикваре, филологе, ботанике.
После выхода книги случилось невероятное: в Санкт-Петербурге я совершенно случайно встретил… биологического двойника Моны Лизы! Внешние данные, взгляд, улыбка — как на шедевре да Винчи! Планирую работать над книгой «Русская Джоконда», даже сделать фотографии в исторических интерьерах Италии.
Как замечательно, что у нас, в глубинке, есть такие прекрасные, увлеченные люди, посвятившие жизнь изучению искусства. Где бы приобрести эту книгу? Я бы с удовольствием прочитала. Спасибо Николаю Чеснокову.
В июне в городе Тревизо в палаццо Скотти состоялась презентация книги «Джоконда. Тайна гения и куртизанки». Сообщения о российской книге напечатали итальянские газеты «Cronica del Veneto», «La tribuna di Treviso», «In mattino di Padova», «Oggi Treviso»… О книге рассказало радио «Veneto uno», несколько итальянских интернет-изданий, телеканал. Сразу после сообщений в прессе начат перевод книги на итальянский язык. Первые экземпляры издания отправлены в Государственный Эрмитаж, во все крупнейшие музеи Европы, предоставившие иллюстрации своих картин. В сентябре книга была представлена на Московской книжной ярмарке.
Книгу уже изучают директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор Пушкинского музея Ирина Антонова, российский искусствовед, историк культуры Паола Волкова. Автор понимает, что для восприятия совершенно новых гипотез нужно время.
После меня в этой теме исследовать больше нечего!
Поздравляю Николая Чеснокова с такой удачей, ставшей результатом колоссального труда, завидую белой завистью человеку, у которого в жизни есть такое хобби. Помню его фотографии в архангельских газетах, их всегда отличал особый взгляд автора.
Сердечные поздравления автору, которого я знаю с пяти лет (одногруппнику в детском саду и однокласснику). «В теме» исследований я уже лет семь, получала удовольствие даже, оказывая посильную помощь на завершающем этапе этой многолетней работы, и теперь, видя этот фундаментальный труд, испытываю гордость за своего земляка…
Жил-был в Архангельске один мужчина. В юности ему попалась в руки книжка про Джоконду, и ему, что называется, сорвало крышу. Оставаясь совершенно нормальным членом общества, он испытывал к Моне Лизе чрезвычайно сильные чувства. Он хотел знать о ней все! Сначала он прочитал все, что мог достать на русском. Потом этого стало не хватать, и он поехал в Италию и Францию, он обошел все музеи мира, связанные с да Винчи, он смотрел на Джоконду часами, он сидел в архивах, изучал документы и сопоставлял факты. Наконец, картинка сложилась, и мужчина понял, что он знает, как зовут Джоконду на самом деле. Он уверен, что разгадал загадку Леонардо да Винчи. Вы можете мне не верить, но в нашем издательстве «Правда Севера» вышла совершенно умопомрачительная книжка про Джоконду. 30 лет автор Николай Чесноков искал истину, и вот, охваченный безумием самого благородного свойства, он написал книгу — захватывающее расследование, где сравниваются и разбираются по костям все имеющиеся версии, а после выдвигается Главная, которую автор считает последней истиной. Соглашаться с ним или нет — дело читателя, но я могу сказать, что меня автор убедил. Я поверила ему безоговорочно.
Вот что пишет итальянская пресса: «Вероятно, гипотезу, выдвинутую в этой книге, историки итальянского искусства смогут подтвердить документально. Но это случится только тогда, когда книга, содержащая исследования российского автора Николая Чеснокова, будет опубликована на итальянском языке. Ученый действительно ищет издателя в Италии, который смог бы это сделать. Помогает ему в этом муниципалитет Тревизо. Эта любопытная новая версия мифа.»
Николай Чесноков — человек, безусловно, увлеченный, но то, что это увлечение не осталось на уровне просто хобби, а переросло в дело жизни и дало начало такому масштабному исследованию, это, пожалуй, самое главное во всей истории.
Когда появляются подобные книги и сообщается, что их «уже изучают» директора Эрмитажа и Музея изобразительных искусств, хочется задать вопрос: «А никак нельзя было дать специалистам изучить книгу ДО её издания?» Любое исследование, претендующее на научную состоятельность, проходит массу экспертиз. В РАН книгу читает с десяток специалистов именно в данной области, прежде чем принимается решение об ее публикации, и каждый дает письменное заключение. А здесь — услышал человек во Флоренции имя и сразу догадался! И совершил открытие века! А флорентийцы, которые слышали это имя миллионы раз, за столетия ничего не заподозрили!
19 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе