Фото: Вести Поморья
В семье Буториных из Архангельска обнаружена антикварная скрипка, которую сами владельцы считают инструментом работы австрийского мастера XVII века Якоба Штайнера. Впрочем, эксперты полагают, что это качественная копия XIX века. Но находка даже такого инструмента для антикварного рынка — событие.
Для каждой семьи реликвии, оставленные предками, могут стать бесценными. Но если где-то семейная реликвия — прадедовская шашка или старинная темная икона, то в семье Буториных из Архангельска это скрипка. В наследство от матери им досталась скрипка, причем реликвия мирового значения, если верить случайно обнаруженной на ней надписи.
Таинственный знак говорит о том, что инструмент — работа знаменитого Якоба Штайнера. Реликвию бережно хранят уже полсотни лет и достают крайне редко. Скрипку матери Татьяны Буториной привез когда-то знакомый моряк из-за границы.
Родители нам просто так с сестрой не давали пиликать на этой скрипке, всегда ее прятали. Мама редко очень играла, не знаю, почему редко, но это было незабываемо, конечно.
Специалисты утверждают, что в мире сохранилось лишь 18 инструментов работы австрийского мастера Якоба Штайнера. Несколько из них хранится в российской госколлекции. Подлинный инструмент стоит порядка 5 млн евро. Чтобы узнать всю правду о семейной реликвии, Буторины обратились к специалисту-эксперту.
Однако его вердикт был однозначный: это копия инструмента, сделанная на мануфактурной немецкой фабрике. Инструмент изготовлен из ели, клена и черного дерева и полностью повторяет штайнеровский стиль.
— Инструмент сделан по точно таким же размерам, как оригинал. Отличить очень сложно. Изготовлена скрипка на мануфактуре. Над ее созданием трудились 12 человек, где каждый отвечал за тот или иной элемент инструмента. Это и отличает ее от изготовленной одним мастером. Найти подлинник достаточно непростое дело. Если бы это был оригинал, то на инструменте стояла бы надпись Штайнера, а не печать. Но эта скрипка — точная копия, и ей как минимум лет сто двадцать.
Фото: Вести Поморья
Как рассказал SmartNews Олег Клишев, жители Архангельска часто приносят ему на экспертизу музыкальные инструменты. И в основном принесенные инструменты оказываются копиями, а не оригиналами, что часто разочаровывает владельцев «всемирных ценностей».
— Однако стоит сказать, что за мою практику был один случай, когда я засомневался в принятом мною решении и отправил принесенный на экспертизу инструмент в Москву. К сожалению, инструмент также оказался всего лишь точной копией.
Впрочем, данная копия, хотя и не стоит миллионов, после реставрации может быть оценена в 80–100 тыс. рублей. Но для любителей и ценителей искусства это настоящая редкость. А для семьи Буториных — в первую очередь семейная реликвия.
В Архангельске не так много антикварных магазинов. Но подобных музыкальных инструментов нам не приносили. В основном наш ассортимент — это старинные вещи, раньше используемые в быту. В продаже есть все — от старинной мебели до подсвечников. В основном все антикварные вещи люди приносят сами. Порядка 90% требуют основательной реставрации. Продаются предметы старины очень активно. Чаще всего их приобретают в подарок.
Видео
Справка SmartNews
Якоб Штайнер (Абзам, Австрия, 1617—1683) — первый известный австрийский лютье, наиболее знаменитый представитель так называемой тирольской школы. Учился в Кремоне и Венеции, где был связан, в частности, с династией Амати. Инструменты Штайнера были самыми востребованными в Европе до конца XVIII столетия. Скрипки Штайнера сравнительно редки сегодня и пользуются большим спросом у музыкантов-аутентистов. Одну из двух скрипок Штайнера, находившихся в СССР, неоднократно пытались похитить. Так, в 1986 году она была конфискована у музыканта-контрабандиста С.Г. Дьяченко, собиравшегося вывезти ее за рубеж, а в мае 1996 года ее украли из Музея музыкальной культуры им. Глинки антикварные воры Я. Григорьев и И. Шандуров.
Лучший способ отличить подлинник от копии — отнести скрипку на экспертизу.
Абсолютно согласна с ответом Алексндра Воронова — только эксперт отличит подделку от оригинала! Клеймо — это последнее, на что стоит обращать внимание. Копии делались настолько тщательно, что не специалисту трудно отличить подлинник от подделки. Что касается скрипок Якоба Штайнера, то они все на учете. Достоверно неизвестно, сколько их было сделано (пишут, что всего 50 инструментов), а сохранилось и того меньше — 18 (предположительно). На российском антикварном рынке нет даже копий скрипок Штайнера. Находка подлинной скрипки Якоба Штайнера стало сенсацией.
8 комментариев к материалу.