Фото: ООО «Инжиниринг»
Литой сероасфальтобетон — так называется материал, который теперь будет использоваться при строительстве новых дорог в Астраханской области. Технология изготовления асфальтового покрытия на основе серы распространена на Западе, в России же такой способ практически не применялся.
Идея применять серу в качестве основной составляющей при строительстве дорог возникла еще в начале ХХ века. Именно тогда специалисты выяснили, что добавление компонентов модифицированной серы вместо традиционного битума повышает качество дорожного покрытия. Смесь становится более влагостойкой. Но доставлять ее к месту работ довольно проблематично — для этого нужны специальные машины-термосы, а заливать ее нужно при температуре 130-150 °С. Может быть, именно из-за этих сложностей в России технология еще практически не использовалась.
Основным сдерживающим фактором увеличения добычи на Астраханском месторождении является значительное количество выделяемой из газа серы в условиях ограниченного спроса на нее на внешних рынках и на внутреннем рынке. И в наших институтах разработаны технологии модификации асфальта на основе серы.
Образец сероасфальтобетона. Фото: ООО «Инжиниринг»
Удивительная смесь для дорожного покрытия производится прямо в Астрахани. Специалисты научно-производственной фирмы ООО «Инжиниринг» утверждают: использование серы в качестве одного из компонентов асфальта намного увеличивает его прочность и эластичность (предварительно продукция изучается здесь же, в единственной российской лаборатории, сертифицированной на данный вид работы). Это, в свою очередь, увеличивает гарантию дорожного покрытия. Оно будет находиться в идеальном состоянии от пяти до семи лет. Причем толщина такого покрытия составляет порядка 8 см.
У нас есть уже опытные участки дорог в Москве и Оренбурге. Эти участки подтвердили все заявленные эксплуатационные характеристики покрытия, и эта технология могла бы, на наш взгляд, дать тройной эффект. Во-первых, снизить экологическую нагрузку в Астрахани и Оренбурге, где накоплены очень большие объемы серы. Во-вторых, повысить рентабельность добычи газа на этих месторождениях. И, в-третьих, существенно улучшить качество дорог, особенно в регионах с резкими перепадами температуры, и удешевить строительство дорог по сравнению с другими технологиями.
Действительно, актуальность использования серы уже давно объяснена. С одной стороны, ее большие объемы, которые накапливаются в нефтяных месторождениях, представляют серьезную экологическую проблему для населения. С другой стороны, эти же накопления мешают дальше добывать нефть и газ. И, как следствие, многие организации вынуждены сократить добычу ископаемых. Вот почему для Астрахани такая технология кажется весьма и весьма подходящей.
Фото: ООО «Инжиниринг»
Впервые о создании в Астрахани дорог из сероасфальтобетона заговорили в 2011 году. Еще тогда губернатор области одобрил проект. Но до сегодняшнего дня он не был использован.
Я готов испробовать данную технологию на тех объектах, которые мы сегодня ведем в городе и области. Но для начала я предложил фирме, которая имеет данную технологию, выполнить эту работу и предоставить нам гарантии. Они предоставляют восемь лет гарантийного ремонта. Если они качественно выполнят эту работу, мы будем и дальше работать с ними.
Планы по изготовлению асфальта с применением серы сразу вызвали массу споров о его потенциально негативном влиянии на человека и окружающую среду. Астраханцы бурно обсуждают новую технологию в интернете. Однако разработчики в один голос утверждают: при соблюдении культуры производства и технологии изготовления все экологические нормы удается соблюсти. Этому есть подтверждение. В Оренбурге опытный образец за восемь лет существования не заявил о себе с негативной стороны.
Справка SmartNews
О том, что сера делает покрытия более устойчивыми к атмосферным воздействиям, более прочными и износоустойчивыми по сравнению с аналогичными без добавок серы, свидетельствуют испытания, проведенные в Канаде, США, Европе и России. Однако в России широкого распространения опыт специалистов СоюздорНИИ в свое время не получил. Причина крылась в отсутствии на тот момент эффективной и безопасной технологии введения в асфальтобетон серы. Тем не менее еще в 1986 году по результатам проведенных работ СоюздорНИИ была выпущена «Инструкция по применению добавок серы в горячих асфальтобетонных смесях». Научно-производственная фирма ООО «Инжиниринг» (г. Астрахань) отмечает: в настоящее время разработана технология производства серобитумного вяжущего (СБВ), в котором до 40% дорожного битума (по весу) замещается более дешевой газовой серой.
Видео
Сюжет о том, как кладут дороги в Голландии
По подсчетам экспертов, использование серы снижает стоимость дорожных покрытий примерно на 10%. Вот только не все дорожники берутся использовать новые технологии. Для них привычнее и проще, несмотря ни на что, использовать более дорогой материал.
Что-то как-то неспокойно мне от этого асфальтобетона с содержанием серы. Интересно, а при устаревании и износе этого материала не будет ли из него выделяться сера и не будет ли сия сера обращаться под дождями в серную кислоту?
Сера не токсична, более того в человеческом организме приходится 2 грамма серы на каждый кг веса. Но она очень пожароопасна.
В Канаде такие технологии уже давно применяют.
Видать дороги скоро станут платными.