Судебные приставы выселяют из собственных квартир обманутых клиентов барнаульского агентства недвижимости «Соседи». Ни денег, ни обещанной загородной недвижимости люди так и не получили. Идет следствие, но уже ясно, что мошенническая схема риелторов была хорошо продуманной.
Пожилые супруги Поповы из Барнаула давно мечтали о даче. И вот подвернулся неплохой вариант: агентство предлагало выгодно построить им дом взамен на право продажи их городской квартиры. Фирма выглядела приличной, рекламу размещала во всех местных СМИ, офис открыла возле краевой администрации.
Схема обмена, как изначально расписывали своим клиентам риелторы, состояла в заключении инвестдоговоров на строительство загородных домов с дальнейшей продажей квартир собственников в счет погашения инвестиционного долга. В результате люди подписали договоры купли-продажи, не получили никаких домов, зато лишились своей недвижимости.
Предложенный агентством вариант у нас не вызвал сомнений, тем более фирма официально зарегистрирована, работает на рынке с 2007 года, значит, не однодневка. Да и сам офис находится в центре города, рядом с краевой администрацией. Директор агентства Маргарита Семенюк также не вызвала никаких подозрений, женщина с виду приличная, грамотная. Нам показали на выбор несколько участков, которые, как нас заверили, находятся в собственности агентства. Все выглядело убедительно и правдоподобно. Сомнения возникли только в регистрационном центре, когда нам предложили вместо инвестиционного договора, как оговаривалось изначально, оформить сделку купли-продажи. На наши возражения Семенюк объяснила, что это позволит избежать лишних налоговых вычетов. Также нас уговорили подписать расписку, что мы получили от инвестора деньги за квартиру, якобы для того, чтобы он имел гарантии. В свою очередь Семенюк написала нам расписку, что средства на строительство дома она получила и объект обязуется сдать в указанный в договоре срок. Это нас и успокоило.
Спустя некоторое время супруги Поповы стали интересоваться ходом строительства их загородного дома. Однако, как выяснилось, на выбранном ими участке строительные работы не только не велись, но даже не начинались. Сама земля «Соседям» не принадлежит.
На телефонные звонки взволнованных клиентов директор агентства сначала отвечала отговорками, а потом и вовсе абонент оказался вне зоны действия. Тогда-то пенсионеры и обратились в правоохранительные органы, где узнали, что потерпевших от действий АН «Соседи» уже два десятка.
Как пояснили правоохранительные органы, во всех установленных следствием случаях агентство действовало по одной и той же отработанной схеме. Находили доверчивых клиентов — как правило, это люди уже пенсионного возраста, — обещали за счет инвесторов в короткие сроки построить дома, предлагая на имя инвесторов переписать свою городскую недвижимость.
У меня от действий мошенников пострадала 70-летняя мама и 93-летняя бабушка. Так вышло, и я уверена, не случайно, что сделка заключалась в мое отсутствие. Я была на работе, а маму с бабушкой без предварительной договоренности Семенюк увезла в регцентр, где уговорила подписать договор купли-продажи на квартиру. Естественно, обещанный дом им никто не построил, да и строить не собирался. Бабушка не дожила до окончания уголовного дела, мама по решению суда выселена из квартиры.
На сегодняшний день все пострадавшие от действий АН «Соседи» признаны по суду утратившими право собственности на недвижимость. Судебные приставы на основании решения суда выселяют их из квартир.
Однако часть недвижимости, на которую по неясным причинам не был наложен арест, уже продана новым владельцам. Остальные квартиры — еще до окончания уголовного дела — также выставлены на продажу.
Потерпевшие и их адвокаты недовольны ходом расследования. Они уверены, что следствие должно вестись в отношении всех фигурантов дела, в том числе и в отношении тех лиц, которые выступали в роли инвесторов, то есть будущих покупателей квартир, заранее вносивших за них средства. Что характерно, по 21 эпизоду дела в качестве покупателей-инвесторов фигурируют одни и те же люди.
В случае моей клиентки «покупатель», он же фигурирует и в других эпизодах, неоднократно судим по тяжким уголовным статьям, официально нигде не работает. Однако следствие ведется только в отношении Семенюк, а новые владельцы квартир стараются поскорей избавиться от недвижимости. Квартира моей клиентки, несмотря на то что на нее наложен арест, уже выставлена на продажу. Даже в том случае, если Семенюк будет признана виновной и получит срок, взыскать потерпевшие с нее ничего не смогут, так как уставный капитал ООО «АН “Соседи”» составляет всего 10 тыс. рублей, другого имущества на фирме не зарегистрировано. Согласно законодательству учредитель ООО не отвечает своим личным имуществом по долгам компании. Выигранным дело можно считать только в том случае, если сделки купли-продажи будут признаны недействительными, а наши клиенты восстановлены в правах собственности на недвижимость.
Сами потерпевшие также намерены идти до конца, искать справедливость в Верховном суде, у президента России, в правительстве РФ.
Все, что у нас было, — это квартиры, больше нам терять уже нечего.
— К сожалению, на федеральном уровне до сих пор не принят закон о риелторской деятельности и об обязательном членстве в СРО, которое несет ответственность за своих участников. На мой взгляд, эта законодательная мера позволила бы убрать с рынка недобросовестных, непорядочных риелторов, фирмы-однодневки, мошенников. В качестве рекомендации могу посоветовать гражданам более тщательно подходить к выбору агентства, с которым намерены заключить сотрудничество. Уточните, имеют ли сотрудники профессиональную подготовку, аттестацию в профильных учреждениях, застрахована ли профессиональная деятельность самой организации, входит ли она в единый госреестр риелторов России. Можете обратиться в наш союз, и мы дадим полную и информацию и характеристику выбранного вами агентства недвижимости. То, что касается АН «Соседи», то это явная форма мошенничества, и более-менее грамотный юрист понял бы это еще на первой встрече с риелтором.
Видео
Подобные случаи происходят и в других регионах, например в Кемеровской области. Только схемы применяют разные.