На Алтае уже несколько лет действует мобильная служба профилактики социального сиротства. Социальные работники помогают женщине, оказавшейся в трудной ситуации и готовой написать отказ от новорожденного. В 70-80% случаев семью удается сохранить.
Пока службы экстренного реагирования действуют только в трех городах Алтайского края: Барнауле, Бийске и Рубцовске. В столице края служба действует на базе Кризисного центра для женщин. В двух других городах — на базе центров социального обслуживания населения.
В первом полугодии 2013 года в мобильные бригады Алтайского края было передано 54 сигнала об угрозе отказа от ребенка. 41 малыш, благодаря вмешательству специалистов, остался с мамой. Всего за годы существования службы экстренного реагирования, которая действует в рамках долгосрочной целевой программы «Дети Алтая» с 2009 года, поступило более 300 сигналов SOS, в 70% помощь влияла на решение женщины оставить ребенка.
Их работа начинается после того, как получен сигнал из роддома о возможном отказе мамочки от новорожденного. Туда выезжает бригада специалистов, в которую входят психологи, социальные работники и юристы. Их задача, выяснив причину отказа, предложить женщине варианты выхода из сложившейся ситуации.
Мы не читаем морали женщинам, не пытаемся надавить на совесть, призвать к разуму. Первоочередная наша задача — выяснить, по какой причине женщина намерена отказаться от своего ребенка. Как правило, это целый комплекс социальных, бытовых, финансовых обстоятельств. Мамочки замыкаются в себе, они не видят выхода из сложившейся ситуации, считая, что единственно правильным решением будет написать отказ от своего малыша. Наша задача — показать, что любые трудности — это всего лишь временные явления и выход из ситуации всегда найдется.
Как показывает практика, основными причинами отказа матери от ребенка являются такие обстоятельства, как конфликт в семье, когда малыша не принимают отец или родители женщины, отсутствие средств к существованию, трудности с жильем, тяжелый диагноз ребенка, а зачастую все в комплексе.
Если женщине негде и не на что жить, она может воспользоваться отделениями временного пребывания, которые существуют как в кризисном центре, так и в комплексных центрах социального обслуживания в Бийске и Рубцовске. Здесь молодым мамочкам предоставляется не только крыша над головой, но и всесторонняя помощь психологов, юристов, социальных работников, которая направлена на выход из кризисной ситуации.
Срок пребывания женщин в центре реабилитации ограничен тремя месяцами. Эта временная планка, уверяют специалисты, установлена сознательно, для того чтобы женщина не откладывала решение своих проблем на завтрашний день, а активно включалась в процесс по восстановлению отношений с родственниками, поиску жилья, оформлению социальных выплат и других полагающихся льгот. Каждой мамочке предоставляются предметы первой необходимости для ребенка.
Принимая решение об отказе от ребенка, очень часто женщины ссылаются на свое одиночество, отсутствие помощи близких. Когда мы начинаем работать в этом направлении, выясняется, что мамочка не так уж и одинока, у нее есть родственники, пусть не всегда близкие, друзья, коллеги, которые готовы оказать помощь. Но, находясь под давлением своих страхов, неуверенности, чувства вины, женщина не только не обращалась к ним за поддержкой, но скрывала свое положение. Некоторые женщины, познакомившись у нас в центре, объединяются, совместно арендуют жилье, находят работу со сменным графиком, чтобы по очереди присматривать за детьми. Кто-то уезжает жить в сельскую местность, где разводит подсобное хозяйство, чтобы прокормить себя и своих детей.
Меня воспитывала бабушка, женщина строгая, суровая. После окончания школы я сбежала от нее в Барнаул, здесь нашла работу, познакомилась с парнем, мы стали жить вместе. Когда я сообщила, что у нас будет ребенок, он обрадовался, сказал, что мы поженимся и все будет хорошо. Потом уехал к своим родителям сообщать эту радостную новость. Назад вернулся — как подменили. Собрал вещи и выехал с нашей съемной квартиры. А срок беременности у меня уже был большой. Бабушка, видимо не простив мне моего побега из деревни, сказала, что раз я стала взрослая и самостоятельная, то должна решать свои проблемы сама. Так я и осталась одна. Ребеночек родился недоношенным, ему уход нужен был, питание правильное, а у меня от стресса молоко пропало. Я не знала, куда и к кому обратиться, где и на что жить. Единственным выходом мне казалось написать отказную. Если бы не помощь специалистов центра, я бы так и сделала и сейчас проклинала бы себя за это решение. Здесь я нахожусь чуть больше двух недель. Специалистам службы как-то удалось наладить контакт с моей бабушкой. Она уже приезжала сюда, сказала, что закончит ремонт в детской и заберет меня с малышом домой.
Специалисты экстренной службы считают, что не только нет безвыходных ситуаций, но нет и безнадежных женщин.
Видео
В своей работе нам приходилось сталкиваться с женщинами, на которых было поставлено клеймо беспробудных пьяниц. Наша практика показывает, что и к таким мамочкам можно найти подход. Ведь появление ребенка как раз и может стать тем стержнем и стимулом, который заставит женщину поменять образ жизни. Главное, чтобы в этот момент ей была оказана помощь.
Подводя итоги работы пилотных проектов, специалисты Главалтайсоцзащиты признали выработанную систему профилактики отказов от новорожденных детей эффективной. В ближайшее время службы экстренного реагирования будут созданы еще в семи административных единицах края.
Несчастные детишки, и если мамаша, которая от них хотела отказаться не убьет ребенка в первый же месяц, то повезло детенку, хотя в лучшем случае, впоследствии все эти детишки окажутся в детских домах. А все эти мобильные бригады« — очередная показуха, как это они смогли наладить жизнь родителей, вернуть их социальный статус? У них же нет никаких рычагов, чтобы это сделать. Во словоблудие где.
Не понимаю, как можно от ребенка отказаться. причем у всех аргументы дурацкие —муж пьет, зачем мне еще один ребенок. а зачем ты с ним живешщь, да еще и рожаешь от него? лишь бы штаны в доме были? или еще одна отмазка «парень бросил, я студентка, на что я его кормить буду?». Блин, ну нет нерешаемых ситуаций! есть родители, родственники — неужели не помогут? У меня сестра с погодками 1 и 2 года осталась, когда мужа машина сбила. тяжело было. но смогла. подняла. Сама себе подстегивала «мне детей поднимать, мне нельзя сдаваться!» Отдать — проще всего. А как жить то потом, понимая, что РОДНОГО ребенка чужие люди воспитывают?