Открытие памятника детям блокадного Ленинграда в селе Боровлянка. Фото: Екатерина Смолихина/asfera.info
Нина Ломакина-Смирнова почти в младенчестве была эвакуирована из блокадного Ленинграда в село Боровлянка Алтайского края, где и прожила 71 год. Всю жизнь она отчаянно мечтала увидеть родной город, но смогла сделать это только сейчас. Дорогу и четырехдневное пребывание в Санкт-Петербурге ей оплатил спонсор — крупное предприятие Барнаула. Сегодня Нина Андреевна уже в Северной столице.
К моменту эвакуации по Дороге жизни Нине Ломакиной-Смирновой исполнилось два года. Алтай стал для нее вторым домом после Ленинграда. Новое место жительства поразило ее тем, что дома в селе были маленькие, очень маленькие в сравнении с ленинградскими. Сейчас Нине Андреевне 73 года. Всю жизнь она мечтала увидеть родной город. Верила отчаянно: понимала, что это невозможно, но все равно надеялась. Увидеть Северную столицу она смогла благодаря спонсорской помощи крупного предприятия — Барнаульского пивоваренного завода.
Это еще одна страница истории Великой Отечественной войны — трагическая и героическая. Местные жители и сами не испытывали избытка ни в продовольствии, ни в теплых вещах. Но они делали все от них зависящее, чтобы детей выходить. Часть из них были переданы в детский дом, часть забрали в семьи. Настоящий подвиг совершили женщины, которые этими детьми занимались.
Мы не раздумывая с огромной готовностью откликнулись на просьбу Нины Андреевны. Для нас это очень скромный вклад в почтение памяти всех тех людей, кто погиб в те годы. Все сотрудники завода желают, чтобы поездка была благополучная, чтобы посетили все места, которые Вам хочется посетить.
Нина Андреевна пробудет в родном городе всего четыре дня. Обязательно посетит памятные места — Васильевский остров, где в детском доме прошли первые два года ее жизни, и Пискаревское кладбище. Говорит, что очень хочет погулять по Невскому проспекту, обязательно зайдет в храмы — Исаакиевский, Казанский соборы, может быть, в храм Спаса на Крови. Если получится, то привезет обратно в Алтайский край питерской земли, по крайней мере мешочки для нее она уже подготовила. Последние дни перед отъездом очень переживала: на Алтае стояла переменчивая погода, из-за обильных снегопадов рейс могли отменить.
Такое мне и не снилось, я мечтала попасть на свою родину, в свой город, но возможности не представлялось, мне даже и не поверилось в начале. А тут еще такая погода, так я все вот эти дни на своих сумарях сидела и переживала, как бы не пропали наши билеты.
Улетела она не одна. Сопровождает Нину Андреевну заведующая Боровлянской библиотекой Екатерина Березикова. Она — одна из тех, кто по крупицам восстанавливал историю тех долгих четырех лет.
Я хочу увидеть великий город, поклониться этому городу, этой земле. Жду этой встречи, так же как Нина Андреевна. Я там была 40 лет назад. Так что буду смотреть на этот город совершенно другими глазами. Хочется пройтись по Невскому, увидеть Неву, Там буквально каждый клочок земли — это история. Хочется увидеть всё. Но за четыре дня даже при самой плотной программе невозможно будет всё увидеть.
Открытие памятника детям блокадного Ленинграда в селе Боровлянка Фото: Екатерина Смолихина/asfera.info
Осенью 1942 года из осажденной Северной столицы на Алтай привезли около 4 тыс. детей. 200 малышей должны были ждать окончания войны в поселке Боровлянка. Но далеко не для всех эта эвакуация стала спасением. Поздняя осень, старая одежда, скудная еда — и вот почти половина малышей похоронена на местном кладбище. Большинству не было и трех лет. На сельском кладбище похоронили 88 человек. А у тех, кому удалось выжить после долгой Дороги жизни, судьба резко изменилась — многие в город уже не вернулись. Это ленинградцы, которые больше не видели родного города.
Памятник детям блокадного Ленинграда был открыт этой осенью на Алтае в маленьком поселке Боровлянка. Когда средства массовой информации рассказали об этом, в Боровлянку со всей страны полетели письма. Нашлись те люди, с кем Нина Андреевна ехала в эвакуацию и кто после окончания войны вернулись в Ленинград или уехали в другие города. Нина Андреевна и Екатерина Березикова уверены — они обязательно встретятся.
Нина Смирнова увидит Петербург. Очень радуюсь за нее. Смущает только, что помогли ей оплатить дорогу не власти, а какой-то завод, но это дело десятое. Представляю, что чувствует старушка после 80 лет разлуки с родным городом.
А сколько таких детей блокадного Ленинграда родной город после войны вообще не увидели? Всю жизнь работали, а на пенсии даже не смогли съездить в Питер. Тоскливо.
Видео
Сюжет об открытии мемориала детям блокадного Ленинграда, октябрь 2012 года
6 комментариев к материалу.