В Барнауле создают бренд на основе демидовских традиций горнорудного дела. Городские власти считают, что мощный исторический потенциал города позволит ему стать не только популярным туристическим центом, но и получить статус культурной столицы юга Сибири.
В Барнауле решили привлекать туристов, реконструируя исторические памятники и артефакты. В принципе, способ не нов — путешественников во все времена манила возможность полюбоваться сохранившимися древностями. Но тут Барнаулу есть чем похвастать: большинство исторических памятников города связано с именем крупнейших и богатейших заводчиков и землевладельцев Демидовых, основателей многих уральских городов, внесших неоценимый вклад в освоение и развитие региона еще при Петре I.
Справка SmartNews
Во времена Петра I Барнаул был центром горнозаводского округа. Акинфий Демидов, сын основателя рода Никиты Демидовича Антюфеева, построил девять заводов по выплавке железной и медной руды, открыл знаменитые алтайские серебряные рудники, поступившие в ведение казны. Именно он восстановил судоходный путь по Чусовой, открытый еще Ермаком и потом забытый, провел несколько дорог между заводами и основал несколько поселений по глухим местам вплоть до Колывани, принимал меры для разработки асбеста и малахита. На своем сереброплавильном заводе он выплавлял для казны серебряные монеты — легально. И нелегально — в тайных подземных мастерских по всему Алтаю. Его брат Никита, отличавшийся крутым нравом, слыл также знатоком горнозаводского дела, основал четыре железоделательных завода и медеплавильный завод, за что в 1742 году его возвели в чин статского советника.
Неслучайно именно демидовские традиции выбраны основой брендирования и туристического имиджа современного Барнаула. Уже открыт музей «Первая горная аптека», в краеведческом музее поставили копию демидовской шахты, отреставрированы фундамент и перекрытия деревянного дома XVIII века, служившего общежитием для горных офицеров. Последним штрихом в горнорудном имидже города стала действующая копия первой в мире паровой машины Ползунова, которая приводила в действие воздуходувные меха на Колывано-Воскресенских заводах.
Двухметровая деревянная копия паровой машины Ползунова изготовлена на заводе «Барнаултрансмаш» в рамках городской программы «Барнаул туристический» и повторяет оригинал в масштабе 1:10. Машина будет храниться в городском музее. Однако ее планируют активно возить по выставкам в Москве и за рубежом, привлекая на Алтай туристов.
Макет выполнен в динамике. Сымитированы движения всех механизмов двухцилиндровой машины Ползунова. Материалы уникальны: каркас, например, выполнен из ангарской сосны. Пришлось перебрать 200 кубометров древесины, чтобы его сделать. В создании макета потребовалось участие специалистов более десяти профессий: модельщиков, лекальщиков, электронщиков… На разработку проекта потребовалось 264 листа технической документации.
Еще один артефакт — фундамент и перекрытия деревянного дома середины XVIII века. Находку обнаружили археологи при раскопках на территории другого музея — краеведческого, а с ней еще 3 тыс. монет и вещей той эпохи: чернильницы и дверные ручки, подковы и зубила, пуговицы и костяные зубные щетки. В этом доме, предположили ученые, жили горные офицеры. Интересно, что в фундаменте оказалось очень много медных монет, — видимо, строители их закладывали на удачу или от сглаза. Остались на деревянном основании и черные следы от пожаров, которым деревянный Барнаул подвергался неоднократно. Есть здесь и фрагменты кирпичной кладки, причем на каждом из кирпичей можно обнаружить особые клейма.
В будущем на этой территории предполагается построить музейный комплекс, который станет одним из крупнейших в Сибири. Здесь будет сооружено современное фондохранилище, а также новое здание, вписывающееся в архитектуру старого Барнаула.
Старинную горную аптеку обнаружили случайно, также во время реставрации: обрушилась лестница, ведущая на цокольный этаж, под ней оказалась старая кирпичная кладка. Вынув из нее несколько кирпичей, строители обнаружили вход в подвальные помещения, о которых в исторических хрониках ранее не упоминалось.
Эти подвалы также стали частью музея первой аптеки Сибири. В музее множество ценных экспонатов: аптечные весы разных видов, ступы для приготовления лекарств, разновесы, уникальный кассовый аппарат конца XIX века, копия чаши для полагания трав 1815 года, а также аптечные флаконы, колбы, бутыли, штангласы (стеклянные банки для хранения лекарств), этикетки от лекарств и рецепты, датируемые концом XIX — началом ХХ века.
Гостям предоставляется возможность самим приготовить настойки и отвары, переработать травы в специальном измельчителе растительного сырья.
Концепция «Развитие Барнаула как культурной столицы юга Сибири», утвержденная в крае, предусматривает развитие и поддержку театрального, музыкального искусства, музейного, библиотечного и архивного дела, художественного образования, культурно-досуговой деятельности – в целом сохранение историко-культурного наследия региона. Она вполне реалистична – в ней нет ничего запредельного. Если мы будем последовательны, держаться принятого курса, то в среднесрочной перспективе можем создать ряд уникальных проектов, позиционирующих нас достойно. История всегда отводила Барнаулу роль столицы Юга Сибири: в 18 веке — он был столицей горного дела в Сибири; в 19 веке — купеческой столицей у начала торгового пути в Монголию и Китай; в 20 столетии — столицей целинных земель; и в наше время — Барнаул не только административный центр Алтайского края. Считаю, что у Барнаула есть серьезные предпосылки заявить о себе и как о культурной столице Юга Сибири. Город обладает мощным историческим потенциалом.
В то же время ряд специалистов полагают, что современному Барнаулу недостаточно опираться только на развитие истории и туризма: городу нужно стать центром деловых коммуникаций для Большого Алтая, некими воротами в Азию.
— Если бы у нас было что-то запоминающееся, то вопросов об идентичности и самоопределении Барнаула не было, но они есть. Сейчас мы стоим на перепутье: то ли уйти в старину и туризм, то ли стать деловым центром, то ли оставить все как есть. Мы уже провели интервью со многими московскими бизнесменами о том, каким им видится Барнаул. У них он ассоциируется все-таки не с туристическим городом, а с экономическим. Наш город в их сознании связан с сельхозпереработкой, торговлей с Китаем. С помощью бренда Барнаула можно было бы капитализировать имидж нашей инженерной школы, имидж столицы «житницы Сибири», наше соседство с Китаем и т. д. Нам более приемлем деловой туризм. Если Барнаулу удастся стать деловым центром большого трансграничного региона, это даст толчок и гостиничному бизнесу, и туристическому, и целому ряду других, смежных с ними бизнесов.
Самая лучшая концепция Барнаула: все деньги, потраченные на формирования «имиджа», бестолковых проектов, пустой траты денег налогоплательщиков пустить на то, что бы превратить город в город образцового порядка. Построить общественные туалеты, наладить вывозку мусора, обеспечить порядок на улице и движение водителей по дорогам. Это не трудно, только лишь надо работать, а не заниматься политической вознёй.
Бренд это то, что нарабатывается годами, например академгородок, понятно, центр науки, Томск — культурная столица Сибири, один из старейших городов, а Барнаул — на горе стоит аул и пока никак иначе, и никакие девочки на 200 тысяч ничего не поменяют, особенно стереотипами про туризм, которым тут никогда не будет пахнуть.
Видео
Музей истории г. Барнаула
1 комментарий к материалу.