На Алтае представили оригинальные изобретения талантливых школьников — воспитанников детского лагеря по робототехнике. В этом году темой лагеря стал проект «Умный дом» — ученики сами придумали и построили целое семейство «бытовых» роботов, облегчающих человеку повседневную жизнь.
Зимние смены по робототехнике проходят ежегодно на каникулах в одном из загородных лагерей Алтайского края. Робототехнические лагеря — проект сайта «Образовательная робототехника в Алтайском крае». Проект специально создан для вовлечения школьников в учебный процесс создания моделей роботов, их проектирования и программирования, а также для обмена опытом преподавателей и учащихся, вовлеченных в процесс роботостроения. В 2013 году зимняя смена была организована на базе детского лагеря «Орленок» в поселке Зудилово.
Посетить зимний лагерь по робототехнике приглашались победители и призеры олимпиад по данному направлению, участники дистанционного курса «Основы робототехники», а также учащиеся, активно занимающиеся в кружках и достигшие определенных личных результатов. В итоге в лагере занимались 31 человек в возрасте от 7 до 16 лет.
В лагере под робототехников выделено несколько корпусов и пять учебных аудиторий: две для новичков и по одной для продвинутых малышей, ребят постарше и олимпиадников. Занятия проходят дважды в день.
В этом году темой зимнего робототехнического лагеря стал проект «Умный дом». В течение нескольких дней школьники придумали и построили разнообразные устройства, облегчающие человеку повседневную жизнь.
Мы решили изучить вместе с детьми всё, что придумано в мире по роботизации личного пространства человека, как роботы помогают людям. А потом школьники сами начинают генерировать идеи в этом плане и создавать «домашних роботов». Это образовательная робототехника, здесь главное — запустить любознательность и мыслительный поиск у ребят, мы прививаем им инженерную культуру, логическое и алгоритмическое мышление.
Отличительная особенность занятий в лагере — полное отсутствие готовых инструкций по сборке устройств. Школьники сами придумывают модель, конструируют ее и пишут программу. Итог такой работы — оригинальные, не похожие друг на друга модели различной функциональности.
У меня давно была идея, сделать практически полезные устройства. Поэтому на этот раз мы решали не олимпиадные задания, а выполняли творческие проекты. Пока ребята повторяли, то, что уже изобретено, но, думаю, такими темпами мы скоро дойдем до ноу-хау.
За короткую лагерную смену ученики младших и средних классов разработали модели робота-мышеловки, оригинальные роботы-мусоросборники, в том числе уборщики крупногабаритного мусора, робота-калькулятора и кассового аппарата, робота-массажера и даже робота-помощника по уходу за собакой. Ученики старшей группы разработали робота, заваривающего чай и подающего нужное количество сахара; робота-дозатора, автоматически наливающего воду в стакан; робота-теплицу — и «научили» их работать от обычного пульта для телевизора.
Наша команда создала робота для заваривания чая. Работает он так: сначала датчик измеряет температуру жидкости, если она в диапазоне от 85 градусов, он начинает заваривать чай. Сахар тоже кладет робот. Одно нажатие кнопки — один кусочек…
Чай заваривается, размешивается сахар. Когда напиток готов, робот говорит: good. Значит, можно пить.
Есть и куда более сложные приборы. Например, шестиклассник Сергей Кузиванов создал мини-банкомат. Банкомат выдает строго определенную сумму наличных в зависимости от цвета пластиковой карточки, который определяют специальные датчики. Но это не единственное достоинство робота.
Банкомат может прибавлять бонусы на карточку и списывать сумму покупки. Его можно использовать в торговле. Но я вместе с товарищами работаю над концепцией «умного дома» — это когда несколько домашних бытовых устройств включаются и выключаются по команде одного робота.
Как сообщил Алексей Ушаков, помощник ректора Алтайского института повышения квалификации работников образования по информатизации, руководитель секции в проекте «Образовательная робототехника в Алтайском крае», большинство детей привлекает именно игровой момент. Но на самом деле школьники имеют дело не с примитивными Lego-роботами, а с профессиональными инструментами. Часто для того, чтобы решить ту или иную задачу, дети должны задействовать серьезное лабораторное оборудование и датчики.
Не исключено, что, повзрослев, они в вузах или по их окончании займутся серьезными разработками и станут настоящими изобретателями, улучшающими мир.
Я учу будущих учителей информатики, и у меня здесь свой интерес: научить детей выстраивать алгоритмы, логически мыслить. Роботы – тот инструмент, который позволит педагогу научить ребенка новому взгляду на информатику. Ведь школьник сам может создать и запрограммировать исполнителя. Конструирование как таковое интереснее всего малышам.
Старшие школьники, принимающие участие в проекте, способны решать более серьезные задачи, чем создание роботов.
Сейчас мы с ними активно изучаем новый язык программирования – текстовый. На нем пишутся все современные программы, в том числе для Windows, Google и так далее. Как только научимся, перейдем на следующий этап – программирование для лабораторных целей. Дети уже, можно сказать, получают профессию, в которой смогут работать в будущем.
Cтав студентами, бывшие алтайские школьники не перестают изобретать. И недавно студенческое конструкторское техническое бюро «Радиотехника» Алтайского государственного университета выиграло грант Минобразования в 2 млн рублей на разработку проектов «Умный дом» и «Беспилотник». В рамках проекта «Умный дом» студенты должны создать систему по автоматическому регулированию коммуникационной среды, а беспилотник предназначается для обнаружения и отслеживания очагов лесных пожаров, браконьеров и «черных лесорубов».
Очень позитивная новость. Пора Барнаулу и Алтаю поднимать техническую голову. У нас всегда было много изобретателей, до чубайсовско-гайдаровских «реформ» Алтайский край имел высокий промышленно-технический потенциал. Все загубили. По-моему, в Барнауле солидных предприятий не осталось. Или у нас мало говорят об их достижениях.
!!!!!!!!!!!! Уважаю,горжусь!!!!!!!!!!!!!!
Видео
В рамках II Краевой олимпиады по робототехнике соревновались более 30 команд из разных городов Алтайского края.
А я поддерживаю взрослых, которые задают такой правильный вектор подрастающему поколению. Это же отлично, что дети не по дворам шляются, никому не нужные, пока родители работают. Они же ничего сверхсложного не делают. Просто мозгам не дают закиснуть.
Узнавать новое — это всегда интересно. Помню, нас как-то летом родители возили в археологический лагерь, где велись раскопки. Вот это впечатлений было! На всю жизнь запомнились истории, которые там рассказывали. В десятки раз лучше, чем на уроках истории. И никаких перенапряжений.
Браво! Так приятно читать и узнавать, что детьми и подростками занимаются.
Причем не банальными, порой примитивными лагерными развлечениями.
Нужно любить детей, подростков и иметь огромное желание и волю, чтобы организвать такой замечательный лагерь. Он действительно не только оставит впечатления в душе детей, но определит судьбу многих из них. Удачи всем, продолжайте непременно. И я не думаю, что это плохо для здоровья.Напротив.
Иприятно, что эта новость «не из Лондона».
9 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе