Старейший музей Горного Алтая обрел вторую жизнь и пользуется небывалой популярностью у туристов. Всех привлекает новый экспонат — мумия Алтайской принцессы. Ее нашли при раскопках алтайского кургана 20 лет назад, и все это время она хранилась в Новосибирске. Но алтайские шаманы утверждали: если останки принцессы не вернуть на родину, нам всем угрожают серьезные катаклизмы и даже конец света. Мумию перевезли в алтайский музей, а шаманы испросили у ее духа прощения.
Мумию молодой знатной женщины российские археологи нашли в ходе раскопок кургана Ак-Алаха, который расположен на алтайском плоскогорье Укок, в 1993 году. «Принцессой Укока» (Алтайской принцессой, Очы-бала) ее прозвали журналисты, по имени плоскогорья, на котором высился курган. Эта находка считается самым важным открытием в археологии XX века. Все посетители Национального музея им. А.В. Анохина первым делом хотят увидеть именно ее. «Принцесса Укока» тревожит умы всех, кто интересуется историей и культурой Алтая, уже второе десятилетие. Но экскурсоводы умело держат паузу, последовательно рассказывая о культурных и исторических эпохах Алтая.
Алтай — регион с богатейшим историческим прошлым. К концу VI века до н.э. предскифская эпоха Горного Алтая вошла в период своего расцвета. На Алтае возникали и достигали расцвета могущественные племена бронзового и железного веков, проходили войска средневековых кочевников-завоевателей. Свидетельством этого расцвета стали сотни тысяч археологических памятников.
Первые курганы на Алтае были изучены археологами еще в 1865 году. Описания захоронений пролили свет на многие традиции древних народов, населявших Алтай. Особенно интересны с научной точки зрения раскопки курганов на плато Укок. Именно в этом месте древние люди с почестями хоронили своих предков. На разных языках «укок» означает «слушай небеса», «погребальные носилки» или «сундук».
Географическое положение плоскогорья Укок способствовало длительной изоляции обитавших на нем носителей ярких и самобытных культур, начиная с каменного века до современности… Уникальность природно-климатических условий плоскогорья Укок способствовало тому, что в ряде погребальных комплексов эпохи раннего железа образовались линзы мерзлоты, благодаря чему сохранились изделия из ткани, кожи, войлока, дерева, а также мумифицированные тела людей.
Именно в такой линзе мерзлоты на плато Укок экспедиция новосибирского археолога Натальи Полосьмак в 1993 году нашла мумию древней женщины. Находка, возраст которой оценивается более чем в 2,5 тыс. лет, — одно из самых значимых открытий российской археологии конца XX века.
Курган Ак-Алаха-3 на плато Укок состоял из двух захоронений — пазырыкского и тюркского. Насыпи обоих курганов были варварски повреждены, многие камни местные жители унесли для строительства домов. Сняв насыпь с пазырыкского кургана, археологи обнаружили грабительский лаз, ведущий в погребение мужчины. Как оказалось, это было так называемое впускное погребение знатного кара-кобинца. Его погребение успели ограбить еще в древности. Под могилой знатного мужчины археологи обнаружили нетронутое погребение молодой пазырыкской женщины с богатым погребальным инвентарем. Как оказалось, обе могилы сооружены примерно в IV–III веках до н.э. Получается, что воин защитил принцессу от грабителей.
В основном погребении был обнаружен лиственничный сруб, имитирующий жилище. Его объем был полностью заполнен льдом. Верхнее перекрытие состояло из 11 обтесанных лиственничных бревен. Внутри сруба находилась длинная колода-склеп из лиственницы с двухскатной крышей. Со всех сторон на колоду крепились кожаные аппликации, изображавшие оленей, сопровождающих человека в иной мир. Реконструкция погребения с точностью показывает все детали традиционного захоронения. Женщина лежит на правом боку, слегка поджав ноги. Это символизирует, что она уходит в мир иной так же, как и пришла в этот мир, — в позе новорожденного младенца.
Женщина лежала на боку в позе новорожденного младенца. Она была укрыта меховым покрывалом с аппликациями из золотой фольги в виде растительного орнамента и одета в шелковую рубашку, шерстяную юбку, войлочные носки, шубу. Вся одежда была изготовлена очень качественно и свидетельствует о высоком статусе погребенной. Головной убор женщины, надетый на обритую голову, представлял собой единое сложное сооружение из собственных волос и конского волоса, войлока, шерсти, дерева. Основу тяжелого парика составляла войлочная шапочка, к которой в два слоя пришиты волосы. На макушку парика крепилось своеобразное навершие в виде длинного лепестка — высокое (около 61 см) сооружение из войлока, обтянутого черной тканью, на деревянном каркасе, на него нашиты деревянные фигурки птиц (всего 15), обклеенные золотой фольгой, в специальные пазы вставлялись крылья, лапки, хвостик, вырезанные из кожи.
Ученым удалось воссоздать облик Алтайской принцессы, которую они предпочитают именовать «знатной женщиной». Установлено, что она умерла в возрасте примерно 25 лет, возможно, принесла себя в жертву. Некоторые детали указывает на то, что женщина могла быть жрицей или шаманкой. Например, многочисленные татуировки, покрывающие обе руки от плеч до пальцев: олень с клювом грифона и рогами козерога, баран с закинутой назад головой, пятнистый барс с длинным закрученным хвостом, фантастический зверь с когтистыми лапами и тигриным хвостом. К тому же в руках девушки была палочка из лиственницы — орудие «сотворения мира». Такие палочки вкладывали в руки только высшим божественным особам.
Фото: apxeo.info
Специалисты московской лаборатории Герасимова в 2010 году по костям черепа сумели произвести полную реконструкцию лица и создать скульптуру «принцессы Укока». Анализ ДНК показал, что внешность женщины была вполне европейской.
Почти 20 лет мумия, найденная на Укоке, находилась в музее новосибирского Института археологии и этнографии, где ее исследовали ученые. Они, кстати, неоднократно высказывались в том плане, что никакой принцессой мумия не является, все это плод современного мифотворчества и фантазии журналистов.
Однако коренные алтайцы имеют на этот счет собственное мнение и связывают многочисленные природные катаклизмы на Алтае, в том числе и серьезное землетрясение 1993 года, именно с тем, что потревожен прах принцессы. Все 20 лет с момента находки алтайские шаманы обсуждали вопрос о необходимости возвращения Алтайской принцессы на родину, а некоторые — даже о необходимости снова ее захоронить. И назвали крайний срок — 2014 год. Если прах принцессы не вернется на Алтай, обещали шаманы, то нас ждут еще более страшные катаклизмы — и даже конец света.
В это время в музее Горно-Алтайска шла реконструкция, которая позволила бы обеспечить необходимые условия для хранения уникальной находки. Например, был построен специальный саркофаг, в котором поддерживается определенная температура и влажность.
В сентябре 2012 года мумию в бронированном саркофаге перевезли из Новосибирска в Горный Алтай на вертолете и доставили в ее новое жилище. В этот самый момент на плато Укок шаманы Алтая, Тувы и Хакасии проводили специальный обряд — просили дух принцессы простить людей и успокоиться. Говорят, с этого момента жить в республике стало намного легче.
Всю эту историю научные сотрудники музея рассказывают туристам в огромном музейном зале «Комплекс плато Укок». И в финале огорчают посетителей: увидеть саму мумию невозможно. Такое решение принято и из духовных, и из практических соображений. Не стоит тревожить прах умерших. К тому же сохранить мумифицированное тело можно только при соблюдении целого ряда правил. И кем бы ни была эта знатная женщина, для мировой истории и культуры она имеет огромное значение. После визита к принцессе у каждого возникает желание узнать историю алтайского народа чуть подробнее.
Видео
Видео: altvideoable
Да что за чушь то? Неужели кто-то еще верит в какие-то потусторонние силы? Если бы они существовали, то давным давно себя проявили. Ведь не могут они быть, все о них знать, но никаких доказательств никто не имеет.
Ситуация довольно таки веселая. Ведь действительно есть катаклизмы — например необычно холодный март в этом году, и очень теплый февраль… Может шаманы правы?
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе