Российская команда автомобилистов впервые в истории примет участие в ретроралли Пекин — Париж. Россию в мероприятии будет представлять экипаж из Барнаула, который проедет весь маршрут на «Москвиче» 1979 года выпуска. Журналист SmartNews встретился с российским экипажем, давшим своей команде имя первого космонавта Земли, и побеседовал о подготовке к гонкам и планах на будущее.
В первый раз гонку на ретроавтомобилях провели в 1997 году, но в 2013-м она будет только пятой по счету. Можно представить, как нерегулярно она проходит. В этот раз заявлено 96 экипажей. Команда под номером 61 — из Барнаула, подготовлена в Алтайской федерации автомобильного спорта (АФАС). Водитель — Борис Лыткин, штурман экипажа — Евгений Смирнов. Ралли стартует 28 мая в Пекине, но экипажу из Барнаула еще предстоит добраться до Китая, проехав 4 тыс. км. Поэтому для них все начинается уже 15 мая.
Подготовка к ралли длится уже больше года. Но последние два месяца Борис и Евгений отложили все дела и занимаются только «Москвичом». Наша встреча случилась, конечно, тоже в гараже.
Он красавец — небесно-голубой «Москвич-412» 1979 года выпуска.
Прежде чем найти именно его, Евгений Смирнов и Сергей Поспелов (председатель АФАС) посмотрели примерно 15 машин. Внешне ижевский «Москвич» в идеальном состоянии. Но нужно понимать: ему предстоит проехать 25 тыс. км, а значит, то, что внутри, тоже должно быть на 100% готово к дальней дороге. Поэтому барнаульцы уже год колдуют над внутренней начинкой, делая ставку на главное качество «Москвича» — безотказность.
Хорошая история у «Москвича» в мире. В 60-х годах он хорошо показал себя в ралли-марафонах Лондон — Сидней и Лондон — Мехико, успешно финишировал. Поэтому наш выбор — дань уважения успеху советских спортсменов. Даже цвет мы выбрали тот же. Машина — 100-процентный оригинал. Современный «прикид» не приветствуется. Костюмы, в которых мы будем выступать, также будут исполнены в духе времени. Мы даже кресла не будем менять, хотя они очень неудобные для длинных поездок. Но мы решили сохранить всё как есть. Чтобы каждый, кто увидит нашу машину, воскликнул: «Да это же тот самый “Москвич”!» Может быть, придумаем какие-то накладки на кресла, чтобы было удобнее, но менять не будем. С «Москвича-412» начиналась моя автомобильная жизнь. Это машина времени, которая возвращает в 70-е годы. В 1973 году я отправился на нем в путешествие длиной 10 тыс. км. За все время потребовалась только замена помпы и колеса, и всё.
Борис Лыткин занимается ремонтом автомобилей с юности, поэтому готов привести в чувства «Москвич» быстро и в любых условиях.
8 марта прошлого года подогнали мне этот «Москвич». Машина для меня новая, никогда не связывался с «Москвичами». Объем работы большой был. Двигатель дважды разбирали, собирали, коробка передач, подвеска. Запчасти сложно найти, ищем совдеповские, они очень надежные. Сейчас будем обкатывать машину, настраивать приборы.
Видео
Видео: Елена Тарасова/SmartNews
В «Москвиче» 1979 года выпуска современные приборы смотрятся странно, но без них в серьезном ралли никак не обойтись. Дорога каждая секунда, нужно максимально точно рассчитывать маршрут. Поэтому на приборной панели установили навигатор, видеорегистратор, штурманский прибор TverTrip, который позволяет точно определять расстояние. А еще в кабине найдут свое место спутниковый телефон, ноутбук, фотокамера и фотоаппарат — в общем, полный набор.
Чтобы подготовить «Москвич» и принять участие в ралли, у барнаульцев уйдет около 2 млн рублей. И еще столько же — стартовый взнос за право участия в соревнованиях. Они выиграли грант администрации Алтайского края, его хватило как раз на взнос. Участие в ралли — дорогое удовольствие, наверное, поэтому россияне раньше не участвовали в гонке.
Надо стараться участвовать во всем. Любое появление России на соревнованиях — хорошо. Тем более ретросоревнования вызывают интерес у всех, начиная от детей и заканчивая пожилыми людьми. То, что мы участвуем, — это вершина айсберга. Очень много людей проделали огромную работу. Например, мы договорились, чтобы на всей территории участникам ралли во всех городах оказывалась техническая поддержка. Откликнулись ретроклубы, и, если кому-то в пути потребуется помощь, они ее получат.
Евгений и Борис собираются назвать свой экипаж «Гагарин», потому что нашего космонавта знают во всем мире и потому что свой полет он совершил в 61-м году, а номер экипажа у барнаульцев тоже 61. На дверке багажника даже хотят нарисовать ту самую знаменитую фотографию космонавта номер один, где он в скафандре обворожительно улыбается.
Экипаж Алтайского края проедет в общей сложности 25 тыс. км, хотя сам маршрут имеет протяженность 12 247 км. Он проходит по девяти странам, среди которых Китай, Монголия, Россия, Украина, Словакия, Швейцария, Австрия, Франция, и девяти городам России. Экипаж из Барнаула будет находиться в пути 63 дня.
В этом ралли спортсмены могут рассчитывать только на свои силы, сопровождение так называемой технички — машины с мастерами и всей необходимой техникой — запрещено. Поэтому с собой барнаульский экипаж берет все, без чего не обойтись в дальней поездке: запасные колеса, все необходимые инструменты. А еще октан — корректор, который особенно пригодится в Монголии, где неважное качество бензина. Вообще ралли — это испытание на выносливость, не только автомобиля, но и команды.
Евгений и Борис настроены на победу, у них большой опыт участия в ралли. Их связывает не только спорт, но и давняя дружба — 35 лет вместе. Они планируют, что, после того как все закончится, задержатся еще в Европе. Заглянут на «Москвиче» в Испанию, Италию. Может быть, по дороге обратно станут участниками еще каких-нибудь соревнований. В общем, настрой у барнаульцев боевой. Параллельно с подготовкой машины Евгений и Борис учат английский. Все-таки придется общаться со спортсменами со всего мира и рассказывать про «машину вне времени» — «Москвич-412».
Видео
Ретроралли в Москве
Видео: Сергей Кулик
2 комментария к материалу.