Фото: АлтГПА
В этом году в педагогических вузах Алтайского края небывалый наплыв абитуриентов. Высшие учебные заведения этого профиля оказались единственными в крае, закрывшими все бюджетные места в первую волну приема. Профессию учителя выбрали более 6,5 тысяч недавних школьников.
Еще совсем недавно профессия педагога очень мало привлекала выпускников школ. Как признаются некоторые бывшие абитуриенты, а ныне уже студенты 2–3 курса, в педагогический вуз они шли только потому, что рассчитывали на более легкое поступление, так как проходной балл в этих учебных заведениях традиционно был невысок. В этом году, по словам членов приемных комиссий Алтайского государственной педагогической академии и Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина, ситуация поменялась кардинально. Небывалый наплыв абитуриентов в разы сократил их шансы на поступление. Средний проходной бал по ЕГЭ в Алтайской педакадемии составил 63,12, а по некоторым направлениям доходил до 70–80 баллов. Для сравнения: в прошлом году этот показатель не дотягивал и до 60. Особой популярностью среди нынешних абитуриентов пользовались такие специализации, как начальное и дошкольное образование. Конкурс по этим направлениям, по оригиналам заявлений, составил 3 человека на место, а в прошлом году — всего лишь 1,4.
Честно признаться, мы и сами не ожидали, что в этом году так сильно вырастет проходной балл. Согласно «дорожной карте», такого роста мы планировали достичь лишь к 2015 году. С одной стороны, мы рады, что в короткий срок нам удалось достичь таких показателей, с другой — есть определенные опасения: сможем ли мы удержать эту планку в дальнейшем?
В Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина отмечают, что в этом году выросло не только количество, но и «качество» соискателей. Средний проходной балл здесь поднялся на 4 и 6 пунктов. Самый высокий конкурс по педагогическим специальностям — на отделении начального образования: 8,5 человек на место.
В этом году в приемную комиссию заявлений поступило на уровне прошлого года. Выросло число «оригиналов», то есть тех абитуриентов, кто не рассматривал академию как «запасной аэродром», а шел именно к нам, осознано и целенаправленно. Я не склонна приукрашивать ситуацию и говорить о том, что у молодежи внезапно возник интерес к профессии педагога. На мой взгляд, выпускники школ пожалели себя и подали заявление туда, где не нужно сдавать дополнительных экзаменов. Наиболее высокий конкурс у нас по тем направлениям, где было всего три экзамена: математика, русский, обществознание.
Фото: АлтГПА
Проведенное Алтайским краевым центром профориентации социологическое исследование показало, что в рейтинге популярности профессий среди городской молодежи профессия педагога занимает 4-е место, в сельской местности — третье, уступая лишь таким профессиям, как врач, юрист и экономист.
Перед сотрудниками нашего центра, краевого управления по образованию, педагогами вузов была поставлена задача — провести работу по повышению престижа профессии учителя. Не секрет, что за долгие годы в сознании детей, а скорее даже их родителей, сложился устойчивый стереотип, что педагог — это низкооплачиваемая, непрестижная, нервная и неинтересная профессия. В своей профориентационной работе мы постарались сломать эти представления, донести информацию о том, что профессия учителя дает социальную и материальную стабильность, возможность карьерного и профессионального роста. Мы доказывали это на примерах конкретных школ и педагогов.
Тем временем общеобразовательные учреждения края все еще испытывают серьезный кадровый дефицит, сложившийся в течение последних двух десятилетий. Не первый год краевые власти ведут работу по привлечению молодых педагогов в школу, принимая комплексные меры по решению этой непростой задачи.
Было бы несерьезно завлекать молодых людей в профессию, не предоставив им гарантий и достойных условий труда. В Алтайском крае реализуется целый ряд краевых программ по обеспечению жильем молодых педагогов, повышению уровня заработной платы, материальной помощи, социальных гарантий. Во многих районах края определены «подъемные» средства, а также фиксированная прибавка к заработной плате начинающему учителю. Возрождается система наставничества, когда опытные педагоги оказывают помощь молодым, помогают быстрее адаптироваться в школах. Эта работа в комплексе уже дала определенные результаты. Будем наедяться, что те абитуриенты, которые в этом году выбрали педагогические вузы, останутся верны своей профессии и после их окончания.
В 2010 году в Алтайском крае сняли фильм о достижениях в системе образования в регионе.
Видео
Видео: educaltai
Ребята действительно пытаются пробиться туда, куда легче. Да и профессия всегда будет востребованной, наконец-то абитуриенты научились анализировать то, что у них имеется и как это применять
Хорошо хоть на педагогов, а не на юристов или чиновников. А то совсем наша нация позабыла реальные нужные профессии, стоящие гордости и развития. Такая профессия, как педагог — очень многого стоит. И труда, и старания, и, разумеется, благодарности — в виде множетва детских взглядов
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе