Брянский машиностроительный завод постепенно выходит из вынужденной «комы» и начинает работу после месячного простоя. Пока у сотрудников крупнейшего в Брянске предприятия будет четырехдневная неделя. Заработает ли производство на полную мощность, зависит от количества заказов.
Брянский машиностроительный завод (БМЗ) начинает работу после затянувшихся каникул. О том, что коллектив БМЗ в полном составе уйдет в месячный отпуск в начале января, стало широко известно еще в начале декабря минувшего года. На данный момент на БМЗ трудится более 6,5 тыс. человек. Поскольку около 18% сотрудников (чуть более тысячи человек) уже успели отгулять к этому времени свои законные отпускные дни за 2013 год, для них вынужденный январский отпуск оказался неоплачиваемым. Все остальные просто воспользовались своим правом на очередной отпуск в один месяц.
Как утверждает руководство завода, сделано это было, чтобы сохранить коллектив, не допустив сокращений, и при этом выполнить производственный план. А в качестве основной причины простоя на предприятии называют сокращение инвестпрограммы.
Монополиям предписано по возможности экономить. Естественные монополии замораживают цены и, как следствие, снижают тарифы. И наши основные заказчики требуют снижения цен от производителей на 10%. А между тем расходы машиностроительных предприятий на электроэнергию выросли на 15–30%, аналогично увеличиваются затраты на газ, металлопрокат, энергооборудование. Поэтому все предприятия столкнулись с определенными трудностями, выход из которых — работа в более жестких условиях. Это коснулось и Брянского машиностроительного завода, хотя при имеющемся на 2014 год бизнес-плане предприятие должно работать стабильно и эффективно.
Административный отпуск не единственная мера, предпринятая руководством, чтобы сохранить предприятие. Кроме прочего, для всего коллектива БМЗ был издан приказ о четырехдневной рабочей неделе. Для кого-то он носит рекомендательный, а для кого-то распорядительный характер.
Наконец в феврале завод заработал. SmartNews попытался выяснить, помогли ли вынужденные меры преодолеть трудности с наименьшими потерями, и узнал официальную позицию предприятия.
С 3 февраля завод заработал в обычном режиме, как и до праздников. Вопрос о графике работы — будет ли это четырех- или пятидневная рабочая неделя — сейчас решается. Вместе с этим БМЗ по-прежнему нацелен на производство маневровых и магистральных тепловозов. Кроме того, завод намерен развивать перспективные направления, например тележечное производство. В настоящее время продолжается модернизация, оборудование основных цехов. Объемы производства будут зависеть от заказов, пока об этом говорить рано.
Не менее осторожны в высказываниях и в профсоюзе машиностроителей, который наблюдает за ситуацией на предприятии.
Завод заработал, коллектив вышел на работу в полном составе. Пока завод будет работать на четырехдневке, так будет, скорее всего, до апреля включительно. Может быть, что-то изменится, ситуация прояснится на следующей неделе. Коллектив завода сохранить удалось, конечно. Пока сокращений нет и массовых увольнений по собственному тоже не наблюдается. Хотя, с другой стороны, куда им идти-то?
На сегодняшний день БМЗ — крупнейшее машиностроительное предприятие региона, которое для одного из районов города — Бежицы — является практически градообразующим. В минувшем году завод отметил свое 140-летие, и, казалось, ничто не предвещало трудностей. Однако это уже не первый раз, когда предприятие оказывается в кризисной ситуации. В 2008–2009 годах, которые оказались трудными для всего мира, заводу удалось избежать массовых сокращений персонала. И с тех пор БМЗ только наращивал объемы производства. В 2010 году продукции было произведено на 7,4 млрд, в 2011-м — уже на 11,4 млрд рублей. На этот раз руководство завода также намерено сохранить коллектив, хотя слухи о сокращениях среди работников все же ходят.
Для БМЗ это не первый такой «кризис» и, наверно, не последний. Хорошо, если это поможет избежать сокращения штатов. Не хотелось бы остаться без работы, поэтому лучше будем пока работать хотя бы по четыре дня в неделю. А там видно будет.
Поговаривают на заводе и о том, что шанс начать производство в полном объеме и избежать четырехдневки все же есть. До 2016 года БМЗ необходимо сделать для «Российских железных дорог» 160 секций магистральных тепловозов. Кроме того, конструкторы завода уже разрабатывают новый трехсекционный локомотив, который, возможно, также заинтересует российских железнодорожников. Поможет ли это сохранить предприятие и выйдет ли завод на новый уровень — покажет время.
Видео
Работа в цехах БМЗ
Видео: Юлия Ефимова/SmartNews
2 комментария к материалу.