В Брянской области количество вакансий почти в девять раз превысило число безработных. Сейчас большинство предложений местной службы занятости — это рабочие специальности с оплатой до 10 тыс. рублей. Найти желающих работать за эти деньги почти невозможно.
Серьезный кадровый дефицит грозит Брянской области. Региональная служба занятости сообщила о том, что в регионе существует больше 70 тыс. вакансий. При этом число официальных безработных — всего 8,2 тыс. человек. Будут ли брянские работодатели бороться за кадры повышением заработной платы, или же региону уже стоит задуматься о привлечении трудовых мигрантов, — SmartNews попытался разобраться в этой ситуации.
Как отмечает статистика, в последние несколько лет общий уровень жизни брянского населения повысился. В регионе в большом количестве строятся новые торговые центры и развлекательные заведения, появляются, хоть и не так активно, новые предприятия. Заводы (в основном машиностроительные), воспрянув от кризиса, пытаются привлечь специалистов, которых ранее растеряли. При этом средняя зарплата на крупных предприятиях региона — 18–20 тыс. рублей.
При всем этом в области сложилась, казалось бы, парадоксальная ситуация: на биржу труда за минувший год вакансий поступило на порядок больше количества официальных безработных.
Из них 80% — представители рабочих специальностей. Самые востребованные — токари, слесари, электрики, сварщики, штукатуры, плиточники, скотники, дояры, трактористы… К сожалению, более половины от всех вакансий — низкооплачиваемые (зарплата до 10 тыс. рублей), люди за такие деньги работать не хотят.
При этом на бирже труда в Брянской области сейчас числится всего около 4 тыс. специалистов рабочих профессий, а требуется около 56 тыс. Молодые люди, даже получившие необходимую региону техническую профессию, едут в Москву работать, и большинство — не по специальности. Тем же менеджером или охранником, но на приличную зарплату.
Я сварщик, опытный и квалифицированный, сейчас в поисках работы, перебиваюсь разовыми заказами. Да, работы полно, но предлагаемые зарплаты просто унизительны, содержать мужчине семью на эти деньги практически невозможно. Естественно, что молодежь не стремится получать рабочие специальности, они видят, что это значит обрекать себя на нищету, а на бирже, естественно, люди отказываются от таких «вакансий», вот и получается, что безработных официально мало, остаются лишь с очень дефицитными специальностями, кого спихнуть не получается, и еще блатные. Зато официально все благополучно, и средняя зарплата у нас — «чтоб я так жил».
Работа сварщиком за 10 тыс., самим-то не смешно?
Как пояснил заместитель начальника управления государственной службы занятости населения Брянской области Сергей Явичев, такая ситуация существует и в соседних областях — Орловской, Калужской и Смоленской. Чиновник не торопится связывать эту ситуацию только с оттоком кадров в столицу. По его словам, здесь срабатывает целый ряд факторов: от несоответствия предлагаемых зарплат притязаниям работников до несоответствия подготовки самих работников требованиям предприятия.
У нас вакансий достаточно для того, чтобы трудоустраивать зарегистрированных на рынке труда. Однако уровень заработной платы иногда по вакансиям не соответствует желаемому. Но здесь ситуация такая: работодатель хочет посмотреть на того, кого он берет. Он заявляет сначала не очень высокую зарплату, смотрит в течение испытательного срока, подходит ли специалист по квалификации, затем уже добавляет премии и надбавки. Кроме того, не всегда география вакансий совпадает с местом проживания безработного. Например, я живу в Красном Рогу, а вакансия у меня в Почепе, я под большим вопросом буду туда ездить.
Развитие рынка труда, по признанию специалистов, тормозит не только кадровый голод, но и низкая квалификация работников. Вчерашние выпускники техникумов и вузов не всегда готовы включиться в производственный процесс сразу после получения диплома. К дисбалансу на рынке труда приводит и явный перекос в сторону высшего образования. Молодые люди стремятся получить диплом вуза, а отнюдь не профтехучилища.
Вчерашние студенты тоже стоят на бирже, вузы ежегодно вываливают практически 5 тыс. выпускников, но не тех специальностей, которые нужны. Выпускники технических специальностей практически всегда трудоустраиваются, а масса юристов, финансистов, экономистов на 2/3 оказываются вообще не нужными. Мы почтальонов в Брянский район найти не можем. Это же надо ходить работать.
Как рассказывают на вполне успешных брянских предприятиях, выпускники ПТУ тоже не оседают на заводах, потому что заработная плата там зависит от выработки.
В последние годы выпускников ПТУ или не берут на работу, или они сами туда не идут. Вот и получается, что пенсионеры работают, а среди молодежи текучка кадров. Потому что рабочая профессия предполагает руками весь день махать, все рабочие сейчас получают от сделки, а зачем, если охранником можно столько же заработать, особо ничего не делая.
О той же борьбе желаний и возможностей говорят и специалисты кадровых служб других предприятий.
Что значит — реальная безработица? Это если бы людям некуда было вообще приткнуться. Но у нас такого нет — просто мало кто хочет идти на завод вместо офиса. Просто тут надо выбирать: либо условия труда, либо зарплата. 80% имеющихся вакансий в базе — рабочие. И рабочие профессии — это не только и не столько заводы. Это мелкие предприятия, это сельхозработа, это водители грузовых и спецмашин.
Нормальные рабочие зарплаты достаточно велики, но зависят от сделки. Вот, к примеру, БМЗ (Брянский машиностроительный завод) как раз набрал огромное по нынешним меркам количество рабочих на довольно большие деньги — до 30 тыс. рублей. И брал предпочтительно рабочих предпенсионного возраста — они умеют больше, чем молодняк.
Когда будут вакансии не 5–10 тыс., а 40–60 тыс. рублей, как в Москве за такую же работу, люди потянутся в Брянск.
Очевидных простых ответов на вопрос, как помочь региону с кадрами, а кадрам — с достойной зарплатой, пока нет. Выход из сложившейся ситуации может быть в компромиссе работника и работодателя. Один должен умерить свои потребности, второй — не скупиться. Успокаивает только одно: речи о привлечении в регион большого количества гастарбайтеров все же пока не идет. По словам специалистов службы занятости, количество трудовых мигрантов в регионе ежегодно снижается.
Работодатели в других областях, сталкиваясь с подобными проблемами, пытаются привлечь молодежь на рабочие вакансии надежностью работы по специальности и быстрым трудоустройством.
Видео
Раньше говорили — брошу все, уеду в Урюпинск!, а теперь можно перефразировать — брошу все, уеду в Брянск! Интересно, а власти города готовы к тому, что и в самом деле, купившись на изобилие вакансий, в Брянск потянутся иногородние?
Ничего удивительного, что люди не хотят идти работать за такие деньги, это нищенская зарплата, а труд высококвалифицированного слесаря во всем мире ценится не ниже, чем работа инженера, так почему бы не оплатить ее соответственно?
по всей России такая ситуация-зарплаты стали ниже пенсии,её хоть повышают регулярно. А в СССР правильно делали-повышали престиж рабочих,платя им больше ИТР. сейчас таким отношением к россиянам их толкают на обочину жизни_конечно,проще нанять гастробайтеров и лучше нелегальных,чем платить нормальные деньги своим.
Странные люди, все-таки, хотят, чтобы и работники у них были с руками и мозгами, и платить не хотят, пора бы уже смириться с тем, что никто в наше время за спасибо работать не станет, всегда найдутся те, кто заплатит больше.
9 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе