Жуковский мотовелозавод под Брянском, в реконструкцию которого компания «Веломоторс» инвестировала 20 млн евро, в ближайшее время планирует наладить выпуск 200 моделей велосипедов и 50 моделей мототехники, включая снегоходы. О том, как налаживается производство на заводе, где делают вездеходы, снегоходы, квадроциклы, мотоциклы и велосипеды, репортаж SmartNews.
Велозавод, который появился в Брянской области еще в 1960-х годах и чуть было не погиб в постсоветское время, возрождается. Сегодня жители Жуковки по праву гордятся своим производством. Во-первых, Жуковский мотовелозавод — единственный в России зарегистрированный производитель мотоциклов. Во-вторых, завод налаживает серийное производство снегоходов, которые делают только в Канаде. В-третьих, на заводе начинается монтаж покрасочной линии, аналогов которой нет даже на лучших европейских заводах.
Несмотря на гостей, работа в цехах завода идет в привычном темпе. Никто здесь не отвлекался на вспышки фото- и видеокамер. Все заняты своим делом: одни занимаются сваркой, другие — нанизыванием спиц на колеса, третьи снимают с конвейера готовые велосипеды и упаковывают их в коробки. Уже готовенькие мотоциклы и вездеходы разрешают осмотреть, потрогать и по желанию даже сфотографироваться с образцами здешней техники.
Изготавливают машины, используя в основном импортные детали, в планах руководства — выпускать как можно больше машин, собрав из деталей собственного производства. Пример тому уже есть — красавец снегоход «Стелс».
Этот снегоход на 80% состоит из деталей, которые изготовлены на нашем заводе. В ближайшее время собираемся наладить серийное производство — они будут продаваться по всей стране. Особенность снегохода «Стелс» — у него гусеница 60 см. Такие гусеницы выпускают только канадцы, больше их никто не делает.
Снегоходы на предприятии начали выпускать с ноября прошлого года. Планируется, что Жуковский мотовелозавод станет вторым по их выпуску в России. Руководители завода в шутку отмечают, что возводить фактически заново предприятие именно в Жуковке им сам бог велел, здесь «место намоленное». «На гербе Жуковки находится велосипед, поэтому мы обязаны выпускать велосипеды — это наша старейшая продукция», — говорит генеральный директор Жуковского мотовелозавода Владимир Васекин.
Чувствую, скоро жуковские стелсы станут «золотыми» по цене.
Жуковский веломотозавод свою историю ведет с 1866 года, статус велосипедного получил в 1957-м. До 2004 года это предприятие являлось градообразующим, а затем пришли смутные времена. Завод прошел путь от глубочайшего кризиса и фактического развала до возрождения. Менялись собственники, велозаводу грозило банкротство. Но летом 2008-го его под свое крыло взял новый инвестор в лице компании «Веломоторс плюс». С тех пор дела пошли на лад. Сейчас здесь вовсю идет модернизация производства.
В свое время у нас повалилась вообще любая промышленность. Особенно больно это стукнуло по районным предприятиям. Они все сидели на госзаказе, на стабильном спросе и закупке, а тут вдруг раз — и вакуум. Куда поставлять? Связи порваны, раньше была четкая линейка: в горпромторги. Стало все частным — куда, кому? А предприятия неэффективные, народу много, всё вручную, станки середины века, народ пьет на рабочем месте. Так и повалилось предприятие. Тем более что оно выпускало одну модель всю дорогу. Ну еще «Десну-2», но тот был очень сложен для новых времен, и возникли проблемы с комплектующими: подшипники, покрышки, алюминиевое литье. Все наши предприятия не являлись предприятиями полного цикла — они были завязаны на поставщиков комплектующих и на закупщиков. Как только цепочка порвалась — всё…
Между тем лишь недавно на заводе после долгого перерыва приступили к выпуску велосипедов. Двухколесный — символ города, поэтому иначе и быть не могло. А ведь до 2003 года на предприятии всего за шесть лет разработали и выпускали более двух десятков новых моделей велосипедов, тогда же здесь начали изготавливать первые отечественные горные велосипеды. Но затем всё рухнуло. Вернуться к традициям — важнейшая задача, которую поставили перед предприятием новые хозяева завода.
Примерно через год-полтора на заводе будут готовить свои двигатели для мототехники. Для этого здесь идет реконструкция старых цехов и строительство новых, расширение производства. Тогда наш завод сможет завоевывать лидирующие позиции на рынке.
Видео
Видео: Мария Николаенко
Судя по откликам брянского велосообщества, местные велосипеды находят своего покупателя и в регионе, и за его пределами. Тем не менее любители спорта готовы дать советы и друг другу, и производителям.
«Стелс» копирует рамы брендовых марок — ну и пусть, лишь бы хорошие были (правда, некоторые рамы просто ужасны по своей геометрии, например подростковые велосипеды) — и ставит на эти рамы обвес низкого и среднего уровня, иногда совмещая, есть у них и велосипеды с хорошим обвесом. Но на велосипеды с обвесом и низкого уровня, и среднего, и высокого ценник такой, что куда дешевле и правильнее будет купить велосипед Merida, Cube, Giant — это бренды с мировой известностью и непререкаемым качеством сборки, покраски, дизайна. Так что «Стелсы» покупают те, кто не в теме, — пенсионеры, люди, не имеющие информации (выхода в интернет). В Брянске средний велосипед приобрести можно буквально в двух-трех магазинах. За велосипедом TREK, Specialized, Cube, Merida придется ехать в Москву, Питер, Нижний. А «Стелсы» на каждом шагу. Опять же приличный средний велосипед стоит от 15 тыс. рублей — с ободными тормозами, с дисковыми — от 18–20 тысяч (что не всегда по карману абсолютному большинству покупателей, ведь велосипед — это для всех). Я считаю, что такая цена тоже завышена. В провинции нет нормальной конкуренции, вот продавцы и делают что хотят. Я присмотрел себе велосипед за 60 тыс. рублей. Но в Брянске эти деньги нужно еще постараться заработать.
Никогда не куплю велосипед ЖВЗ. Велосипеды с сомнительного качества комплектующими, в бюджетном секторе просто ужас, тяжелые рамы, пластилиновые обода. В средне-высоком ценовом секторе копии «успешных» рам зарубежных производителей. С непонятно откуда берущимися ценниками как за породистые велосипеды. Никому не советую брать велосипеды ЖВЗ. Ну только если дедушке в деревню, синглспид который. В области деревне многие ездят на велосипедах ЖВЗ, просто от безысходности и от общего уровня жизни и зарплат.
И тем не менее, лично мне очень нравится городская модель «стелс 330» вроде как. Такая. Настоящая рабочая лошадка. Из-за дубовых комплектующих и малых нагрузок в нем фактически нечему ломаться, только педали совсем никудышные, практически сразу разлетаются. Ощущения от езды на таком велосипеде — состояние полной безмятежности, в любую погоду — совершенно не думаешь ни о грязи — полноразмерные крылья, ни об обслуживании, просто проехался и поставил в гараж, максимум маслом цепь смазал раз в полгода. Мягкие пружины седла позволяют забыть о небольших неровностях на дороге.
Да и вообще — при его цене (около 4к новый) — об обслуживании вообще можно не беспокоиться — поломался безвозвратно — утилизовал цыганам на чермет. Пусть хотя бы работают ради этих моделей, и подобных им.
Сказать по правде, себе я «Стелс» тоже не куплю. Но там есть неплохой выбор по цвету женских велосипедов За велосипедом для ребёнка в Москву не поедешь, а тут вот они рядышком. Городские опять же интересны. Этот Navigator 370 на рынок, в магазин и на рыбалку ездить кому-нибудь — и крылья нормальные, и багажник правильный — функциональный велосипед!
Видео
Программа о том, как правильно выбрать велосипед
У нас как раз обратная ситуация с велосипедом «Stels» — пришлось выбросить, потому как починить нереально. Какая точно модель, не вспомню, покупали для дочери, чтобы не слишком тяжёлый, но не дешёвку. Вскоре начались проблемы с задней втулкой — заменили прямо в магазине, через год сломалась вилка… Проще купить новый, чем ремонтировать сломанный. Но «городские» велосипеды «для девушек» — одно название, а не велосипед
Кстати, я думаю что свои деньги отработает этот снегоход. В принципе велосипеды они выпускают достаточно качественные, так что, если речь будет идти о более серьезной технике, производители не подкачают.
6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе