Антропологи из Чувашии утверждают, что чувашский народ с трепетом относится к своему наследию и старается хранить родные традиции. О том, какие традиционные и заимствованные у славян праздники до сих пор чтут в чувашских семьях, узнал корреспондент SmartNews.
Многие чуваши знают и помнят о культурном наследии своего народа, но далеко не в каждой семье принято соблюдать древние традиции и праздники. Заведующий отделом этнологии и антропологии Чувашского государственного института гуманитарных наук уверен, что многие обычаи живы до сих пор. Специалист подчеркнул, что наибольший интерес к национальному наследию проявляют чуваши, проживающие за пределами своей малой родины, местные же чтут лишь некоторые, особо важные праздники.
Древние чуваши считали, что каждый человек обязан был сделать два главных дела в своей жизни: заботиться о своих предках и вырастить детей достойными людьми. Поэтому во многих чувашских семьях отмечают праздник Симек. Он совпадает с православной Троицей, но праздновать его принято накануне — в четверг или субботу. Симек имеет языческие корни. В этот день собирается вся семья, вместе посещают кладбище, вспоминают предков, варят домашнее пиво и готовят национальное блюдо шурбе.
Очень часто один и тот же праздник в разных районах Чувашии празднуют по-разному. Так, в Батыревском районе, празднуя Симек, водят хороводы.
В Симек в нашей деревне собираются все жители, водят хороводы и поют национальные песни. А молодые девушки со своими парнями выкапывают молодую березу, привязывают на нее ленточки, затем спускаются к речке, где омывают корни, а потом вновь сажают на возвышенности.
Наибольшей популярностью среди исконных чувашей пользуются праздники, схожие со славянскими. Например, языческий праздник Саварни очень напоминает православную Масленицу.
У нас в Моргаушском районе празднуют Саварни ежегодно, соблюдая все правила проведения, не забывая про традиции. В центре села устраивают массовые гулянья, пекут блины, детей катают на санях, на лошадей вешают различные ленточки, звоночки, поют песни, танцуют. И если русские под конец праздника сжигают чучело, то мы разжигаем костры на холмах, чтобы солнце быстрее «нагрелось».
Антрополог Георгий Матвеев объединение русских и чувашских традиций объясняет тем, что в середине ХХ века национальным обычаям, как и самим национальностям, не придавали никакого значения. Всего за несколько десятилетий славянские праздники прочно закрепились в жизни чувашей и вытеснили традиционные. В итоге в Чувашии стали забывать даже родной язык.
Национальные традиции начали возрождаться только в 80-х годах, именно тогда стали появляться всевозможные фольклорные группы и внеклассные кружки, где обучали чувашской вышивке и т. д. Еще в 90-х чуваши стеснялись своего языка, а сейчас с гордостью говорят на нем и учат своих детей. Причем как раз в это время в школах начали появляться такие предметы, как культура родного края, чувашская литература и чувашский язык.
По мнению Георгия Матвеева, чувашские традиции становятся все более и более популярны в последнее время. Примечательно, что именно молодежь проявляет интерес к обычаям своих предков. В последние годы всё чаще стали проводить национальные свадьбы.
Справка SmartNews
Свадебная церемония в доме жениха и в доме невесты начиналась одновременно, но раздельно. Свадьба у жениха называется арсын туйе (мужская свадьба), в его доме начало обряда заключается в избрании главных персонажей, подготовке места гулянья и выезде свадьбы за невестой. Свадьба у невесты — хер киленчи туйе (свадьба в доме невесты).
Желание отпраздновать свою свадьбу в чувашских традициях возникло у меня еще в детстве. Моя бабушка очень любила свою родину, она и привила мне уважение к обычаям предков.
Видео
В древние века чувашский народ поставил цель сохранить свою культуру. Из поколения в поколение передавали они традиции и обряды.
Акатуй уже в последнее время слабо отмечается, хотя тоже стараются много для сохранения праздника, обычно проводится после окончания весенних полевых работ. Но в наше время, когда сельское хозяйство развалено и в руинах лежит, не особо широко отмечаемый праздник. А в детстве я помню, это был один из самых моих любимых и веселых праздников, проводили его тогда всегда на широкую ногу. Еще по сей день отмечаетя Мнкун. Все эти праздники связаны со старой чувашской религией. У чувашей, которые проживают за пределами республики и которые не приняли христианство, количество этих праздников больше и традиции лучше сохранены.
В нашем селе, перед уборкой урожая и перед посевом, или когда нет долго дождей председатель колхоза со старейшинами идут в поле на определенное место Киремет на жертвоприношение (барана обычно), задабривают бога языческого на благополучие.
По воле судьбы наша семья оказалась вСибири.Из детства приятные чувства празднование Ман кун(Великий День)родители всегда дарили какую-нибудь обновку,радости не было предела.Праздник этот приурачивается к Пасхе.Очень рад за своих земляков за возрождение ими обычаев и традиций.
6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе