Группа энтузиастов-искусствоведов работает над созданием исторически точной 3D-модели Чебоксар XVIII века. Особую важность инициативе придает тот факт, что в современных Чебоксарах практически не осталось исторических памятников и сегодня представить город таким, каким он был 200–300 лет назад, можно только по изображениям на старинных картинах.
Инициативную группу проекта по созданию мультимедийного экспозиционного комплекса «Чебоксары XVIII – нач. XX вв.» составили директор Чувашского национального музея Ирина Меньшикова, один из музейных сотрудников, а также группа энтузиастов — специалистов в области компьютерного моделирования. К числу авторов проекта примкнули искусствовед Игорь Кугураков и старший преподаватель факультета «Дизайн и компьютерные технологии» Чувашского государственного университета Виталий Павлов.
Всегда хотелось представить, как наш город выглядел в старину. А еще больше хочется не только рассказать молодому поколению о былом, культуре, архитектуре, но и показать все наглядно. Наш проект позволит почувствовать среду, атмосферу в целом — дома, люди, быт, костюмы XVIII века. Мы сможем буквально «окунуться» в ту историческую эпоху. А у краеведов, преподавателей, экскурсоводов появится возможность не просто показывать на пустую клумбу с рассказом о том, что на этом месте когда-то стоял собор, а увидеть этот собор воочию. А это значит, решится одна из самых важных задач — сохранение исторической памяти.
Проект по созданию виртуальной 3D-панорамы Чебоксар XVIII – нач. XX века стал победителем республиканского конкурса, в котором принимали участие творческие проекты профессиональных коллективов, и получил грант главы Чувашской Республики.
Помимо того, именно этот проект был представлен от России на 1-й Международной конференции «Виртуальная археология», которая проходила в июне прошлого года в Санкт-Петербурге и собрала специалистов из 16 стран мира.
Проект — очень красивый, яркий. Уже сейчас, по небольшим фрагментам, видно, насколько интересным он будет и для широкой аудитории, и для специалистов. Главное его достоинство состоит в том, что в основе его лежат исторически достоверные факты. Работа очень объемная. Необходимо собрать максимально полную информацию: архивные документы, летописные тексты, рисунки, гравюры, фотографии. Постепенно возникает зримый образ, который я перевожу в трехмерный рисунок, делаю эскизы. А затем создаю чертежи: фасад здания, вид сверху, боковой вид. По ним я проставляю размеры, все математически точно, до 1 мм. Так на зданиях появляются наличники, карнизы, все необходимые детали. Кроме того, моя миссия — написать сценарий, то есть то, как будет двигаться наш взгляд, куда поставить источник света (солнце, луна), как пойдет движение камеры.
Игорь Кугураков занимается изучением истории родного города уже много лет. Пять лет назад он создал макет Чебоксар XVIII столетия, но остался недоволен результатом. Макет имел ряд недостатков: например, при больших линейных размерах появились проблемы вертикальных объемов. Поэтому когда возникла идея создания виртуальной конструкции города, эксперт с большим энтузиазмом взялся за ее разработку.
Для компьютерной визуализации эксперты выбрали старинную часть города, которая была затоплена при создании Чебоксарского водохранилища. И период реконструкции — XVIII век — выбран не случайно. Отправной точкой послужил исторически важный для Чебоксар факт — приезд в город Екатерины Великой.
Мы начали с XVIII века, с периода расцвета города. Но нам бы хотелось воссоздать Чебоксары XVI, XVII веков, а также представить город в XIX, XX веках. А как интересно было бы воссоздать советский период, в котором жили многие из нас. Виртуальная архитектура — одно из самых прогрессивных направлений, к ней прибегают многие музеи мира, создаются модели Рима, Древнего Иерусалима. Такая визуализация — это пропаганда научных знаний, в первую очередь.
Компьютерной реконструкцией старого города занимается Виталий Павлов вместе с группой специалистов, в которую входят 3D-моделер, 3D-аниматор и текстурировщики. К разработке идеи по созданию виртуального проекта города специалисты приступили еще в 2009 году.
По чертежам Игоря Константиновича [Кугуракова] мы выстраиваем модели — здания, ландшафт, которые затем текстурируем (то есть раскрашиваем). После этого идет построение: на сцену, то есть ландшафт, выстраиваются здания. Затем мы пробуем тестовую, рабочую анимацию. Необходимо выбрать оптимальную скорость камеры, правильно расположить источники света. Мы много экспериментируем, например, пробовали поместить в сценарий людей.
Завершение проекта станет подарком ко Дню города Чебоксары, который празднуется 18 августа. Виртуальную панораму Чебоксар XVIII века, со всеми особенностями архитектуры, ландшафта и дизайна, горожане смогут увидеть в одном из залов Чувашского национального музея. Предварительные релизы проекта будут представлены ко Дню Республики — 24 июня. А пока увидеть Чебоксары такими, какими они были 200–300 лет назад, можно только на старинных картинах. К сожалению, исторических мест в городе, который был застроен деревянными купеческими домами, почти не осталось.