В Челябинской области с будущего года введут музейные абонементы для школьников. Чиновники таким образом хотят пробудить интерес к истории России и родного края и повысить посещаемость музеев.
Идея провести подобный образовательный эксперимент принадлежит министру культуры Челябинской области Алексею Бетехтину. Абонементная система, считают чиновники, принесет пользу и детям, и самим музеям. Ведь еще лет 30 назад уроки в учреждениях культуры проводились во всех населенных пунктах СССР, а сегодня эта традиция сохранилась лишь в Москве, Петербурге и в некоторых других городах.
У нас же дети в музей заходят либо случайно, либо родители привели, либо учитель оказался подвижником. И все это происходит очень редко. Мы же хотим, чтобы школьники посещали музеи регулярно. От этого выиграют и дети, и музеи. Есть пример музея в Адлере: туда даже отдыхающие почему-то не ходили. Они организовали подобные уроки истории с абонементами для школьников, подключили управление образования, разработали специальную программу, и музей увеличил доходы в 10 раз.
Планируется, что первый эксперимент проведут в областном краеведческом музее. Посещения по абонементу, как обещает министр Бетехтин, обойдутся родителям школьников гораздо дешевле разовых походов.
Абонемент должен быть по цене существенно ниже, чем входной билет в музей. Школьники будут приходить классами, и специально подготовленный лектор будет проводить для них настоящий урок по теме, которую они проходят в школе. Уроки в атмосфере музея, когда можно своими глазами увидеть предметы быта того времени, о котором говорят, фотографии, запомнятся лучше, а музей, в свою очередь, будет обеспечен посещениями на весь учебный год.
Совсем с нуля, как отмечают работники музеев, начинать эксперимент не придется. Определенные наработки уже есть. К примеру, в областном краеведческом музее абонементы введены в детском отделе. Ребята посещают экспозиции экологической, археологической, этнографической и декоративно-прикладной тематик. Также у детей есть возможность посещать различные мастер-классы, где они могут сделать что-то своими руками. Не меньший интерес у ребят вызывают природные минералы и чучела животных. Самая благодарная аудитория, по словам сотрудников музея, — это ученики младших классов и дети из областных городов.
Мы очень любим этих детей, они не балованные излишествами городской жизни, они всегда на ура воспринимают информацию и во всем участвуют. А вообще все зависит от педагогов, которые приводят к нам ребят, ну и от нас самих, конечно. У нас даже сегодня одна учительница спросила, профессиональные ли у нас сотрудники проводят новогодние праздники, и очень удивилась, узнав, что это наши научные сотрудники и аспиранты.
В среднем одно посещение музея сегодня обходится родителям в сумму от 80 до 250 рублей. Льгот для школьных групп сейчас не предусмотрено. Впрочем, постоянным посетителям в краеведческом музее время от времени все же делают скидки. Учитель одной из челябинских школ Людмила Антоненко свой класс водит в музей вот уже седьмой год. Для детей она выбирает в основном те экскурсии, которые связаны с учебным процессом. Идея ввести абонементы для школьников по льготной цене ей кажется очень удачной: дети чаще смогут посещать интересные выставки.
В краеведческий музей мы обычно ходим на экскурсии по краеведению, истории России, биологии. Как-то раз ходили на интересную экскурсию о том, что представляла собой школа прошлого, как дети раньше писали перышком, макали его в чернильницу. Сегодняшние дети, как оказалось, не понимают, что такое чернильница и с чем ее едят. А мои детки теперь знают. Бывает по-всякому, иногда и настроения у детей нет. Но я пытаюсь их убедить, что им это нужно. Всегда необходима какая-то мотивация. Например, осенью мы ходили на выставку «41-й год», где сравнивали и показывали судьбы людей советских и немцев. Эта информация может пригодиться на ЕГЭ, мы ее также можем использовать в сочинениях. Учеба проходит гораздо эффективнее, когда можно не только прослушать лекцию, но и что-то увидеть своими глазами.
В челябинском Минкульте ограничивать образовательный эксперимент одними музеями не собираются. Вполне возможно, что наглядные уроки пройдут также в форме спектаклей. Этим уже занимается златоустовский театр «Омнибус»: актеры ездят по школам округа с небольшими историческими сценками. Перенять опыт «Омнибуса» предложено населенным пунктам, в которых есть муниципальные театры, — Магнитогорску, Озёрску и Верхнему Уфалею.