Наталья Павлова, изобретатель из Златоуста, придумала, как улучшить сталь, из которой собирают контейнеры для утилизации ядерных отходов. Разработанная ею технология позволила добавить стали марки ЧС-82 повышенную прочность. На счету металлурга и другие уникальные разработки.
Металлург из Златоуста (Челябинская область) Наталья Павлова нашла способ делать сталь известной марки ЧС-82 особо прочной и высокого качества. Специальный металл для производства контейнеров поначалу изобрел один из московских металлургов, однако сталь не отвечала высоким требованиям потенциальных заказчиков и нуждалась в серьезной доработке. Над поиском «условно идеальной» формулы бились десятки мужчин, но найти решение смогла только Наталья.
Обычно сталь выплавляется в открытых дуговых печах, затем разливаются на машине непрерывного литья заготовки для получения электродов для последующего электрошлакового переплава. А перед нами стояла задача разработать технологию переплава в электрошлаковой печи. Нюанс заключался в том, что температура плавления шлака выше температуры плавления металла. Металл расплавляется, а шлак еще нет, и шлак как бы «запутывается» в металле, в чем и заключалась проблема производства, которую мы с успехом решили.
Сталь марки ЧС-82 — сплав бора и титана. Из него на ЗМЗ, где работает Наталья, производят слитки-заготовки. Из этих слитков на трубопрокатных заводах производят шестигранные трубы, которые, в свою очередь, нужны для изготовления специальных кассет в виде сот. Эти боксы и предназначены для хранения радиоактивных отходов. Любой другой металл радиацию пропускает, в то время как ЧС-82 способен ее полностью улавливать и задерживать. Однако изобретение такой марки стали — это лишь полдела. Важно то, как металл ведет себя во время выплавки и прокатки. Технология Натальи Павловой позволяет производить металл высокого качества, без дефектов и разрывов. В сотах из златоустовской стали ядерные отходы закрыты наглухо. Для атомной промышленности региона это особенно важно.
Впрочем, самое любимое изобретение металлурга-технолога Натальи Павловой — вовсе не технология выплавки стали, а особые полые слитки-заготовки для проката бесшовных труб большого диаметра.
Длина каждого слитка — до 3,5 м, уникальность в том, что они тонкостенные, такие нигде больше в мире не делают. Раньше из этих же марок стали катали лист, потом его сворачивали и делали шов. Швы не всегда получались хорошего качества, была потребность в цельнотянутых трубах. И вот нам удалось придумать, как делать такие бесшовные трубы. В них меньше стыков, они более прочные, а для нефтяной и газовой промышленности очень важно, чтобы не было утечек.
Всего на счету Натальи Павловой — 13 изобретений, на каждое из которых заводом ЗМЗ получен патент. В опытах и экспериментах ей помогают коллеги-технологи и ее собственные дети. Дочь Светлана работает механиком на том же заводе, сын Олег закончил металлургический факультет.
На своих изобретениях технолог состояния не сделала, тем не менее наград у нее немало. Так, в прошлом году Наталья стала победителем местного конкурса «Лучший изобретатель Южного Урала» в номинации «женщина-изобретатель». Выбрав профессию металлурга 40 лет назад, женщина об этом ни разу не пожалела.
Черную металлургию выбрала потому, что мне всегда были близки физика и химия. После института сразу пришла на завод, сначала попала в лабораторию вакуумно-дугового переплава, там проработала двадцать лет. Потом стала заниматься электрошлаковым переплавом. Ни разу не пожалела о своем выборе — это абсолютно мое.
Видео
Будни Златоустовского металлургического завода
Это нормально. Но с конями лучше не связываться, а тот металл, с которым она работает, частенько бывает намного горячее любых горящих изб…
На фирме, где работает жена, один из руководителей — женщина, которая ещё в 1992 году защитила диссертацию по «зелёным» шинам. Сейчас на Западе из-за них бум: «Безопасность, долговечность, экономия топлива: вот уже пятнадцать лет шинная индустрия пытается совместить эти три противоречащих друг другу качества в одном продукте. Благодаря резиновой смеси с содержанием силики и новому инновационному процессу изготовления разработчикам удалось максимально приблизиться к созданию идеальной зелёной шины». Michelin, Goodyear включились в гонку в середине 90-х, а наши…
3 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе