Выйдя на пенсию, жительница Челябинска Наталья Рахматтулаева написала книгу воспоминаний о своей работе кондуктором на троллейбусных маршрутах в течение десяти лет. Свои рассказы, названные «Записки кондуктора», она раздает челябинцам бесплатно.
Наталья Рахматтулаева вместе с сыном приехала в Челябинск десять лет назад из Ташкента. Поселились в общежитии. Город, по ее словам, встретил беженцев тепло и радушно, и в Челябинск женщина влюбилась окончательно и бесповоротно. Сначала устроилась дворником, потом нашла работу кондуктора в Гортрансе. Соседи и новые знакомые Натальи помогали им с сыном всем, чем могли. Выйдя на пенсию, женщина написала книгу мемуаров об опасной и трудной работе троллейбусного кондуктора.
За время работы кондуктором у меня накопилось много интересных историй и наблюдений. Первую историю я отправила в городскую газету, там ее опубликовали. Я подумала, что стоит продолжить, и сейчас у меня есть три части, всего в них около 100 заметок. Книга посвящена безвременно ушедшим из жизни кондукторам, моим коллегам, ведь работа кондуктора очень тяжелая, эти люди вынуждены вставать в 3–4 утра, летом на жаре, зимой на морозе. Понимаете, нужно поднимать планку человека труда, сейчас много пишут об актерах, певцах, а вот о жизни тех, кто трудится на транспорте, работает поваром, как и чем живет рабочий человек — об этом люди не знают почти ничего.
Основу книги составили короткие рассказы. Как поссорились и помирились пассажиры-влюбленные, как нашли свою вторую половинку одинокие люди, встретившись впервые в салоне троллейбуса. Есть среди героев «Записок» девочка Даша и бабушка с важным котом. Когда у Натальи Ефимовны появляются свободные деньги, свои рассказы она печатает на принтере и раздает друзьям и знакомым.
Найти «Записки кондуктора» можно и в интернете — размещать их там женщине помогает ее сын. Главная мечта бывшей работницы троллейбусного депо — увидеть свою книгу в красивой типографской обложке.
Мы с Натальей Ефимовной знакомы много лет, рассказы ее я читала, мне очень понравилось. Конечно, хотелось бы, чтобы книга была опубликована. Я, конечно, не литератор, но мне ее слог показался интересным.
Видео
Работа кондуктора в общественном транспорте и опасна и трудна…
Субботний летний день. Солнце окутало наш любимый город своим теплом и светом. Сегодня в Челябинске — свадьбы. Обгоняя всех и вся, громко сигналя клаксонами, мчатся по проспекту кортежи иномарок, лимузинов и мотоциклов. Они украшены лентами, шариками и цветами. Из открытых окон машин слышны приветственные крики друзей новобрачных. Это неудержимое, бурное ликование любви и молодости — п-р-е-к-р-а-с-н-о! Троллейбусы, автобусы и даже гордые независимые трамваи готовы уступить дорогу этой торопыге-юности, которая жадно стремиться во в-з-р-о-с-л-у-ю жизнь! Пассажиры, улыбаясь, смотрят на проезжающие мимо свадебные машины. Но вот я замечаю, как вереница иномарок и один серебристый лимузин будто прилипли к нашему троллейбусу… Они не обгоняют, и кажется, что никто никуда не спешит… Вижу недоумение и вопрос на лице водителя. Но на остановке «Комсомольская площадь» все прояснилось. Когда двери открылись, в салон вдруг запрыгивает фотограф, а за ним и жених с невестой… И началась целая фотосессия! Невеста то присядет, то у окошка встанет на задней площадке, где посвободнее для ее ослепительно-белого, пышного платья…
Восхитительно, что кондуктор решила написать книгу. У этого человека, наверное, совершенно особая энергетика. Подумать только, сколько людей она видела за такое количество лет в общественном транспорте. Просто замечательно, молодец женщина.
Отлично, что человек захотел свои впечатления от такой работы описать в книге. Представляю, сколько людей она повидала в своей жизни.
Было бы любопытно почитать такие воспоминания. В Волгограде, к примеру, не так давно открылся музей городского трамвая. Мемуаров водителей общественного транспорта там конечно же нет, но увидеть, в какой форме ходили вагоновожатые, кондукторы, какими приборами для «продырявливания» билетов пользовались — можно.
6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе