Сотрудники одного из известных российских банков опробуют новую систему работы со злостными неплательщиками. Должников ставят перед выбором: либо выплатить взятый кредит, либо покончить с собой. По крайней мере, такой посыл содержит рассылаемое банком письмо.
Необычную открытку получил екатеринбуржец из банка, в котором взял кредит. Вверху — на агрессивно-красном фоне — единственная надпись: «Не видите выхода? Банк готов предложить решение проблемы!». Внизу, в качестве поясняющей иллюстрации, — картинка пальца, вооруженного пистолетом и вышибающего себе мозги.
— Не думаю, что сотрудники банка действительно хотят добиться, чтобы их клиент покончил с собой. В конце концов, кто в таком случае будет выплачивать кредит? Задача этого послания в другом. Оно должно сформировать у человека ложное понимание ситуации, ложную реальность: либо он платит по кредиту, либо лишает себя жизни. Третьего не дано. Разумеется, человек выберет первое. Особенно учитывая, что решение он подсознательно принимает в тот же момент, как видит открытку, находясь под воздействием стресса, вызванного такой неприятной перспективой. Кстати, обратите внимание — на картинке изображен палец человека. Разумеется, мы не знаем, кому именно он принадлежит. Но как мы его воспринимаем? Правильно — как свой палец. Для вашего подсознания это ВЫ стреляете себе в голову. Поэтому влияние такой открытки на психику достаточно сильно. Настолько, что неуравновешенный человек, который находится в состоянии стресса из-за долга по кредиту, усугубленного другими проблемами (ссорой на личном фронте, алкоголем и т.д.), действительно может воспринять ее как руководство к действию.
Необычное творение дизайнеров банка стало известно благодаря его клиенту, екатеринбуржцу Вячеславу Абрамчукову, который познакомился с ним одним из первых. Два года тому назад молодой человек обратился в банк «Тинькофф Кредитные Системы». Поддавшись на агрессивную рекламу, он оформил через интернет кредитную карту, чтобы купить новый сотовый телефон. Однако он расплатился за покупку не самой картой, а наличкой, которую снял с нее. Это автоматически резко взвинтило проценты.
Я брал кредит в 16 тыс. рублей. И вовремя его гасил, как было положено. Но размер долга практически не уменьшался! Три четверти суммы шло на погашение процентов. В итоге я платил за этот злосчастный кредит полтора года, пока не понял, что, похоже, уже никогда не смогу его погасить, и бросил это дело. Посчитал, что с банком я уже давно рассчитался, притом с лихвой. Правда, в самом банке так не считали, продолжали слать письма, начисляли штрафы, пени. В итоге через полгода я был должен уже 50 тыс. рублей!
— Открытка, на мой взгляд, составлена довольно грамотно. С профессиональной точки зрения она мне даже нравится. Минимум текста, набранного крупно и выделенного яркой «подложкой». Запоминающаяся эмоциональная картинка. Это, кстати, не собственная работа сотрудников банка, во всяком случае, это изображение и ему подобные («одетые» пальцы) я видела в интернете уже давно и без всякой привязки к конкретной организации. Но выбрано оно очень удачно. С одной стороны, картинка успешно выполняет задачу напугать человека, дать понять, что речь идет об очень серьезных вещах и шутить с ним не будут. С другой, агрессия сглаживается явной комичностью и метафоричностью изображения. Одним словом, качественная работа.
В банке, куда корреспондент SmartNews обратился под видом клиента, получившего «поздравительную» открытку, подтвердили: они действительно производят такую рассылку. Причем отписаться от нее можно только полностью погасив кредит вместе со всеми штрафами и пенями. Более того, нам дали понять, что если должник не поймет намека, для него уже заготовлены другие, более «прозрачные» послания. Это — новая система работы с должниками, которая сейчас проходит обкатку.
При этом все обвинения в давлении на клиентов в банке отвергают. Когда мы обратились за комментариями, выяснилось, что ситуацию здесь видят в совершенно другом свете (или, по крайней мере, попытались нас в этом убедить). По мнению сотрудников банка, истинный смысл послания другой: если у вас появилась задолженность по кредиту, ничего страшного в этом нет. Не нужно стреляться, а нужно обратиться в банк и оформить реструктуризацию долга.
На конверте, в котором Вячеславу пришла необычная открытка, написано: «Банк готов предложить реструктуризацию имеющейся у вас задолженности». Однако, если верить клиентам кредитной организации, это не выход из положения.
У меня та же фигня реструктуризация..типо без процентов платите по минималке 3 года и все нет долга-хрен то там…1 день вам штраф! и мучают всех знакомых! тут вообще вылезли на контакт и давай всем моим знакомым писать!! дибилы блин!!(((
Ситуация, в которой оказался екатеринбургский строитель, далеко не уникальна. По мнению экспертов, очень многие россияне слишком легкомысленно относятся к взятию и погашению кредитов. Хотя в этом есть и вина самих банков, которые наперебой предлагают свои услуги, в том числе клиентам с плохой кредитной историей.
Каждый шестой житель России не в состоянии расплатиться с своим кредитом… Притом банки делают всё для того, чтобы у них было как можно клиентов набравших кредитов. Тех, кто не в состоянии их выплатить.
Дело дошло до того, что Агентство ипотечного жилищного кредитования (именно ипотека — самый тяжелый и долгосрочный кредит) предложило законодательно ограничить суммарную долговую нагрузку заемщика 45% его доходов.
Справка SmartNews
По данным рейтинга, составленного Национальным бюро кредитных историй, Свердловская область занимает первое место в стране по числу кредитов, по которым не было произведено ни одной выплаты. Они составляют 3,67% от кредитного портфеля банков. Причем за последний год цифра эта заметно выросла (в 2012-м область не входила даже в первую десятку). Для сравнения, в наиболее благополучных регионах — Москве и Санкт-Петербурге — эти показатели 1,42 и 1,44% соответственно. Всего же с начала года количество мошеннических кредитов в России выросло в два раза.
Такая ситуация заставляет банки идти на крайние меры. Одни предпочитают пойти по самому простому (и, видимо, порядочному) пути — передать «сложных» должников коллекторским агентствам (впрочем, об их методах работы тоже можно рассказывать много и в подробностях).
Наиболее беспринципные начинают сами как можно сильнее давить на клиентов. Так, ровно год назад в Свердловской области разразился скандал, когда сотрудница одного крупного банка по телефону настойчиво убеждала клиента банка, Торуна Катаяна, зарезать своих детей и жену, а самому повеситься, так как «с завтрашнего дня в твоей жизни начнется ад». Тогда, напомним, сварщик, многодетный отец из Нижнего Тагила лишился работы и не мог заплатить 13 тыс. рублей — все, что оставалось погасить от 600-тысячного кредита.
При этом сотрудники банков, не стесняясь, объясняют: главная задача подобных «агрессивных» методов — снизить психологический комфорт человека до уровня, когда ему будет проще отказать себе в чем-то и заплатить, чем терпеть такое давление.
Проблема в том, что люди потакают собственным слабостям. Если кредит берут представители старшего поколения, то они действительно делают все, чтобы расплатиться вовремя. Если молодые не могут вовремя произвести выплату по кредиту, они не видят в этом ничего страшного. И даже не пытаются урезать привычные расходы, чтобы накопить на очередной платеж. На самом деле деньги у них есть — но люди не готовы в чем-то отказать себе, чтобы выплатить кредит. При этом только кажется, что «карманные расходы» — капля в море и ничего не решают. Как показывает практика, за месяц такие незаметные траты составляют минимум несколько тысяч рублей. Простой пример. Сколько стоит билет в кино? Несколько сотен рублей. Плюс попкорн или мороженое, плюс пиво. Итого — в среднем 500 рублей на человека. Я уже молчу про продукты питания, которые всегда можно заменить на более дешевые. Сэкономленные деньги можно и нужно пустить на выплату кредита — и никаких проблем бы не возникало. Таких «расточительных» должников — большинство. На них и рассчитаны подобные «агрессивные» методы.
Видя, на какие методы идут банки, чтобы выбить долг, россияне и сами прибегают к не совсем честным методам борьбы. Так, SmartNews уже писал, как житель Воронежа подменил договор и заставил «Тинькофф Кредитные Системы» «подарить» ему 24 млн рублей.
Хахах Тинькофф банк зарегистрирован в офшорных зонах, законодательство нашей страны не распространяется на деятельность этого банка. Это даёт некоторые сомнительные плюсы банку, такие как посылание таких открыток не боясь последствий судебного характера, так же плюсы завышенных процентов и не соблюдений договоров. Но… это же даёт ГИГАНТСКИЕ минусы этому банку, если кредит им не будут возвращать, всё что они способны сделать это посылать такие открытки и названивать по телефону… всё. Вы можете взять кредит у них, и смело забыть о их существовании сменив симкарту =) Пользуйтесь их бабками и посылайте их на*й.
— Какой бы большой ни была просрочка, сотрудники банка не имели права посылать такие открытки — ни морального, ни юридического. Взыскивать долги по закону можно только через суд. Такие действия сотрудников можно расценить как попытку доведения до самоубийства. Я бы посоветовал Вячеславу обратиться в суд и прокуратуру. Особенно если банк сейчас только «тестирует» новую систему работы с должниками. Если они увидят, что против них появляются, а затем и удовлетворяются судебные иски (а в том, что так и будет, я не сомневаюсь), они быстро пойдут на попятный.
Добавим, что Вячеслав уже последовал совету нашего юриста и написал заявление в отделение полиции Октябрьского района Екатеринбурга по факту угрозы убийством. Следующий ход — за банком. SmartNews будет следить за развитием событий.
Между тем выход, который подсказывают банк своим должникам, в Ростовской области обернулся жестокой реальностью.
Видео
Да в суд на них подать за пропаганду суицида и все. И банк банкрот).
Сейчас же существуют конторы, дающие кредит «на доверии»! Персонал там обучен для составления психологического, а также социального портрета клиента, и тщательно проверяется возможности клиента вернуть деньги, вплоть до проверки информации об источниках доходов и бесед с родственниками и знакомыми. Почему бы также не поступать и банкам? До суицида бы не доходило дело.
8 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе