В Екатеринбурге спустя почти 75 лет обрели уникальный барельеф Огюста Родена. Все это время скульптурный портрет, который называют достойным Русского музея и Третьяковской галереи, хранился у дочери советского скульптора — автора работы.
Екатеринбургский музей искусств неожиданно стал обладателем единственного в стране скульптурного портрета Огюста Родена. Автор барельефа — Георгий Валенков, широко известный когда-то уральский архитектор.
Справка SmartNews
Георгий Валенков — один из известнейших архитекторов Свердловска первой половины XX века. Им выполнено 90 проектов жилых и общественных зданий в Свердловске. Среди них деловой клуб, филармония, здания Госстраха, Госбанка, Дом обороны. Среди других работ архитектора — реконструкция железнодорожного вокзала и проектирование кинотеатра «Рот Фронт» в помещении бывшей Свято-Троицкой церкви.
В этом году исполнилось 120 лет со дня рождения архитектора. К этой дате в Музее истории уральской столицы подготовили целую серию юбилейных мероприятий. Первой из них должна была стать выставка работ Георгия Валенкова. Все экспонаты, представленные здесь, в дар музею передала дочь архитектора.
Мне просто хотелось, чтобы о моем отце помнили. Помнили о том, кем он был, как работал, чем жил и что творил. Потому я и решила передать работы отца, которые хранились у меня, в музей. Я сама уже женщина в возрасте, если я уйду — что станет с этим наследством?
Музею досталась довольно внушительная (и довольно ценная. — Ред.) коллекция: рисунки, картины, скульптуры, книги Валенкова. Но из всех работ внимание сотрудников сразу привлек необычный скульптурный портрет. На барельефе они без труда узнали черты… Огюста Родена.
Справка SmartNews
Франсуа Огюст Рене Роден (1840–1917) — известный французский скульптор. Считается одним из создателей современной скульптуры. Работал на стыке сразу нескольких направлений: реализма, символизма, романтизма и импрессионизма. В свое время считался скандальным автором, его работы нередко шокировали современников своей эмоциональностью и внешним видом.
Как рассказывает дочь скульптора, ее отец до революции учился в Уральской художественно-промышленной школе в Екатеринбурге. Как и многие выпускники, успел съездить за границу, общался там с итальянскими и французскими художниками. Там он лично познакомился с великим французским скульптором. Однако барельеф, который обнаружился в уральском музее, не прижизненная работа. Автор вылепил его спустя почти десять лет после смерти Огюста Родена, в 1926 году. До 1940 года работу можно было увидеть на выставках, но после смерти скульптора она больше не выставлялась и все это время хранилась в семье.
Проблема в том, что барельеф новые владельцы воспринимали скорее как некую память, но даже не думали о том, что работа эта может иметь весьма высокую художественную ценность. И обращались с ним соответственно. Нет, конечно, бережно, но надо понимать, что произведения искусства требуют особого, а не просто бережного ухода.
Без малого три четверти века, которые барельеф из тонированного гипса провел без надлежащего ухода, дали о себе знать. Хотя, по словам экспертов, непоправимых повреждений нет, сегодня портрету требуется реставрация.
Сколько точно она продлится, неизвестно. Дело в том, что в планах на следующий год на эти цели средства заложены не были. А реставрация скульптурного портрета очень затратное дело, работы могут продлиться длительное время.
После реставрации барельеф будет выставляться в Музее истории Екатеринбурга — здесь не собираются никому передавать только что обретенное сокровище. Портрет будет выставляться в Зале почетных граждан. Здесь он присоединится к другим работам Георгия Валенкова — изображениям Донателло, Микеланджело и других великих скульпторов.
За последнее время это уже не первый случай, когда в уральском музее неожиданно находятся известные работы. Так, год назад работники Ирбитского музея изобразительных искусств обнаружили в своих запасниках подлинник картины известного фламандского художника Питера Пауля Рубенса «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой». О полотне было известно давно (его привезли на Урал в 1976 году из коллекций Государственного Эрмитажа, и долгие годы оно лежало в запасниках), но считалось, что это лишь копия. Через несколько месяцев в Екатеринбургском музее изобразительных искусств нашли гравюру работы известного итальянского художника XVIII века Джованни Баттисты Пиранези. Ее сразу же включили в экспозицию выставки Эрмитажа «Дворцы, руины и темницы».
Видео
Музей искусств Екатеринбурга
Видео: Евгения Бурденкова на youtube.com
Да уж, портрет что называется в специфическом стиле). Хотя у деятелей искусства свои вкусы и своя логика, и я думаю что те же французы или испанцы оценили бы этот портрет. Мне лично такой стиль не импонирует. Но это субъективное мнение.
3 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе