На Урале появился первый «атомный» автомобиль. С его помощью спасатели будут следить за уровнем радиации на митингах, праздниках и спортивных матчах. Изготовление автомобиля профинансировало и контролировало Шведское агенство атомной безопасности. Авто оборудовано всем — от систем детекции радиоактивности до топора и лопаты.
В Свердловской области проходит обкатку необычный автомобиль, оснащенный новейшей системой обнаружения радиоактивных веществ. Машина будет работать в интересах «силовиков» — МЧС, МВД и ФСБ — и положит начало целому парку подобных автомобилей.
Машина — продукт международной программы «Рамочное соглашение о многосторонней ядерно-экологической программе», в которой участвуют более десяти стран под эгидой МАГАТЭ. В данном случае 370 тысяч евро в разработку, компоновку и доводку автомобиля вложило Шведское агентство радиационной безопасности. Под контролем шведских специалистов проводилась и сборка «начинки» автомобиля-детектора радиационного контроля.
Справка SmartNews
Главные объекты радиационной опасности в регионе — Белоярская атомная станция, а также несколько закрытых производств и хранилищ отходов. Подобные предприятия есть и в соседних областях, в первую очередь в Челябинской. Время от времени они становятся героями обсуждений и публикаций в СМИ. Из последних «радиационных» скандалов можно вспомнить случай в соседней с Екатеринбургом Перми. В середине ноября в городе едва не началась паника, когда областной Роспотребнадзор сообщил, что в местных магазинах продают радиоактивную клюкву.
Шведам, конечно, спасибо. Только мониторить надо, чтобы использовалось интенсивно и с пользой, а не стояла без дела.
Надо сказать, это уже не первый автомобиль, созданный в рамках соглашения. Две подобные машины на базе Ford и «Газель» уже работают в Калининграде и Мурманске. Но уральский автомобиль, по словам специалистов, современнее и функциональнее, избавлен от некоторых «детских болезней» ранних моделей.
По внешнему виду машина практически не отличается от простого микроавтобуса — расположенные снаружи видеокамеры и радиационные датчики особо не бросаются в глаза. Выдают особое назначение автомобиля только специальная графическая схема на бортах в стиле МЧС и мигалки на крыше.
Автомобиль состоит из двух модулей — мобильной лаборатории и автоматизированного информационного места. За радиацией следят специальные детекторы, которые регистрируют гамма- и нейтронные излучения. У этого оборудования есть несколько специальных режимов работы, так что оно может мониторить даже другие машины во время движения. Кстати, автомобиль оснащен несколькими камерами (спереди, сзади, слева и справа), которые передают телеметрию в реальном времени в информационный центр.
Забавно, для чего нужна такая машина? Типа в машинах по Екатеринбургу возят всякое радиоактивное? Чето задумался…
Экипаж машины (он состоит из трех человек) сможет работать и в полевых условиях — для этого в автомобиле есть комплект самого разного оборудования, от выдвижной лестницы до лопаты и топора.
Подробнее о начинке «ядерного» автомобиля и задачах, которые ему предстоит решать, специалисты предпочитают не распространяться. Говорят только о том, что задачи эти «специальные». Предполагается, что машина будет сопровождать опасные грузы, следить за радиационным уровнем в городах области, участвовать в массовых мероприятиях и в спецоперациях силовых структур.
Нам уже показали эту чудо-машину. Надо сказать, впечатляет. Уверен, что работа для нее найдется, тем более что впереди серьезные мероприятия, такие как Чемпионат мира по футболу. А главное, что вся начинка — наша, российская.
Сегодня машина, которая находится в ведении Территориального центра мониторинга и реагирования на чрезвычайные ситуации Свердловской области, уже успела пройти первые испытания.
— Машина уже прошла несколько тренировок, мы посмотрели, на что она способна. Проверки будут продолжаться и дальше — в декабре к нам приезжают специалисты «Атомбезопасности», чтобы на месте посмотреть, как ведет себя оборудование, решить определенные вопросы, которые у нас возникли. Вообще, изучать и тестировать машину предстоит еще целый год. Будем привлекать различные органы, которые занимаются вопросами радиационной безопасности, совершенствовать программное обеспечение, решать правовые вопросы.
Как говорят специалисты, новая машина стала только «первой ласточкой» — в будущем в области может появиться целый парк таких машин. По крайней мере шведская сторона готова к этому и предлагает продолжить сотрудничество — но наши специалисты пока не торопятся. По их словам, нужно вначале хорошо обкатать новую машину, чтобы выявить все ее плюсы и минусы.
Видео
Полученный на днях автомобиль мог бы пригодиться свердловским спасателям несколько месяцев назад
Видео: ТАУ Екб на YouTube
Теперь главное – использовать это оборудование с максимальной пользой для людей.
В некоторых регионах нашей страны такое оборудование необходимо иметь всегда наготове. Жаль, что таких карет не было, когда в СССР только начали работать с радиоактивными материалами. Много жизней можно было бы спасти.
6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе